Самый привычный и наиболее часто используемый способ погашения кредита - через кассу банка. Его плюс - мгновенное зачисление денег, минус - очереди. Если же человек вносит средства через кассу другого банка, как правило, деньги зачисляются через 1-3 дня и за перевод средств придется заплатить (перевод через банки-партнеры обычно бесплатный). У почтового перевода те же минусы - задержка в зачислении средств и комиссии за перевод. Быстро и бесплатно погашаются кредиты через системы интернет-банкинга, но не все могут подключиться к глобальной сети. Так что на сегодня самый быстрый способ погашения кредитов - оплата через автоматизированные устройства. Они работают круглосуточно, не берут комиссий и не создают очередей. Но желающих погашать кредит через "автомат" пока не так много.
Когда дело касается внесения и получения денег, по свидетельству западной статистики, большинство людей предпочитают общаться не с человеком, а с машиной. Западный финансовый мир это давно уяснил, и процедура внесения наличных там у них давно автоматизирована. Но наш человек предпочитает общаться с кассиром, а не с "автоматом". Поэтому российские банкиры медлили с установкой устройств для приема наличных, называемых за рубежом "cash-in", и стали массово устанавливать эти устройства только сейчас. Хотя теперь уже можно сказать, что эта нерасторопность сыграла на руку клиентам банка. Пока отечественные банкиры мешкали, технический прогресс прошел путь от устройств, использующих технологию конвертов до машин самостоятельно распознающих наличные. И сейчас наши банки массово устанавливают наиболее совершенные устройства - принимающие деньги сразу и тут же зачисляющие их на счет.
Автоматизированный прием наличных сегодня применяется в БИН-Банке, Гута-Банке, "Возрождении", Альфа-банке, Мастер-Банке, ММБ, ДельтаБанке, Сити-Банке, "Банке Зенит", КМБ-Банке, Славинвестбанке, "Русском Стандарте", Международном промышленном банке и др. То есть практически во всех банках, активно развивающих потребительское кредитовнаие. Собираются установить "устройства приема", в частности Росбанк, "Стройкредит". И практически все банки планируют увеличивать число банкоматов, принимающих деньги. А все потому, что клиент созрел.
"Наши клиенты с каждым месяцем все активней используют автоматизированные терминалы самообслуживания Rondo, - подтверждает Игорь Розанов, начальник управления анализа и ценообразования БИН-Банка. - В будущем году мы продолжим популяризацию этой услуги, увеличив число "умных банкоматов", расставив их в тех местах, в которых нашим клиентам будет максимально удобно совершать банковские операции".
Процесс внесения средств проходит так. В устройство вставляется платежная карта, набирается пин-код, выбирается соответствующая операция, валюта (рубль, доллар или евро), деньги вставляются в приемник для купюр. Машина проверяет их на подлинность, пересчитывает, возвращает бракованные, и принятая сумма высвечивается на экране. Дальше запрашивается подтверждение операции. Если клиент передумал - деньги возвращаются. Прием наличных подтверждается чеком, который автомат выдает после завершения операции. В нем указывается номер терминала, дата, время и сумма.
Купюры в автомат могут вноситься по очереди или пачкой. "Основные преимущества "купюрной" технологии в том, что она позволяет сразу же проверять вносимые купюры на подлинность и пополнять счет в режиме реального времени, а не на следующий день, как предполагает технология внесения наличных в конвертах", - говорят банкиры.
"Конвертная" технология реализована в Альфа-банке и Сити-Банке. В этом случае клиент после выбора операции и валюты указывает сумму, вносимую на счет. После этого он получает конверт, кладет туда деньги (не более 50 купюр), заклеивает конверт "с усилием проведя по линии склейки" и нажимает кнопку ввод, чтобы подтвердить успешное окончание операции. Затем вставляет конверт в щель приемного устройства банкомата "заклеенной стороной вверх" и получает чек, подтверждающий внесение денег. Дальше приходиться ждать, пока банк деньги инкассирует, проверит, пересчитает и внесет на счет. На все про все обычно уходит 2-3 дня.
При этом технологии все время развиваются и автоматы становятся удобнее. Так, устройства БИН-Банка имеют сенсорный экран ("touchscreen"), чувствительный к прикосновениям, это позволяет управлять операциями, нажимая на кнопки, изображенные непосредственно на экране. А, например, "cash-in" "Русского Стандарта" распознают клиента не только по пластиковой карте, но и по штрих-коду, который нанесен на распечатке графика платежей.