Белоруссия хочет компенсации за введение единой валюты

У союзников за прошедший период накопилось немало вопросов друг к другу. Первый и, пожалуй, самый главный из них - растянувшееся в сроках введение единого рубля. Несмотря на все старания финансовых ведомств и правительств обеих стран, выдержать сроки, указанные в совместном плане действий и ввести единую денежную единицу с 1 января 2005 года так и не удалось. Теперь России и Белоруссии предстоит подкорректировать план и наметить новый рубеж - 2006 год. Но взять его будет тоже непросто. Если до марта 2005 года соглашение не будет подписано, то введение единого рубля придется снова отложить. Причем не исключено, что навсегда, поскольку невыполнение плана в новый срок даст очевидный ответ на вопрос о том, насколько белорусы хотят интеграции. Чиновники сейчас предпочитают не называть реальные причины срыва намеченных планов. Правда, в последнее время официальный Минск вновь заговорил о том, что неплохо было бы предусмотреть финансирование за счет России разницы в бюджетных доходах Белоруссии. То есть, как считает источник в российском правительстве, "Белоруссия хотела бы привлечь из России кредит на компенсацию убытков в размере чуть более 2 миллиардов долларов". Очевидно, что подписание таких документов для Москвы неприемлемо.

Но и это не единственная проблема. Россия и Белоруссия никак не могут утвердить бюджет Союзного государства. Его утверждение затягивается из-за того, что Минск внес свои предложения по вопросу погашения своей задолженности перед союзным бюджетом за 2000-2003 гг. в последний момент. Эта задолженность составляет 259 миллионов рублей. Поскольку же белорусской стороной не были представлены предложения по направлениям использования этих средств, бюджет Союзного государства на 2005 г. утвердить просто невозможно, считают эксперты. Поэтому во время визита Фрадкова будут утверждены лишь основные параметры главного финансового документа Союзного государства. Предполагается, что взнос России в бюджет Союзного государства на 2005 год составит 1,6 миллиарда рублей, взнос Белоруссии - 862 миллиона рублей.

Впрочем, несмотря на ряд существующих нерешенных проблем, президент Белоруссии Александр Лукашенко, как всегда, доволен тем, "как складывается этот год, особенно по линии правительств". Он считает возможным решение проблем, стоящих перед союзным государством Белоруссии и России. "Те проблемы, которые необходимо решить союзному правительству, безусловно, будут решены", - уверенно заявил глава белорусского государства.

С не меньшим оптимизмом Лукашенко, судя по всему, смотрит и на трудности, возникшие в газовом вопросе. У двух стран до сих пор нет контракта на поставки и транзит газа. Москва готова предложить Белоруссии подписать контракт на поставку 20,5 млрд. куб. метров газа по цене 46,68 доллара за тысячу куб. метров. "В составе российской делегации будет глава "Газпрома" Алексей Миллер, который везет в Минск готовый к подписанию контракт", - сказал правительственный источник. В соответствии с документом объем поставок российского газа в Белоруссию составит 18,5 млрд. куб. метров от "Газпрома", 0,6 млрд. куб. метров - от независимых поставщиков с возможностью дополнительных поставок в объеме до 1,4 млрд. куб. метров.

Но белорусов такая постановка вопроса тоже не устраивает. Минск предлагает России увеличить объемы поставок с 20,5 млрд. кубов до 21,5 млрд. куб. метров, но по цене 39,56 доллара за тысячу кубометров.

- Ситуация может зайти в тупик, если до конца года мы не заключим договор по газу, тогда можем столкнуться, как ранее в случае с Украиной, с проблемой несанкционированного отбора газа, - считают в российском правительстве.

При этом если с Украиной в итоге удалось заключить договор, ликвидирующий проблему воровства газа, то с Белоруссией такого договора никто не заключал.

На заседании Совета министров Союзного государства России и Белоруссии в Минске также обсуждался вопрос поставок нефти. Российская сторона предлагает поставить в 2005 году 18 млн. тонн, Минск же желает увеличить эти объемы.

   Подробности

Владимир Ефанов, Минск

Вчерашние переговоры между Михаилом Фрадковым и Александром Лукашенко
значительно убавили интеграционного оптимизма у граждан как Белоруссии,
так и России.

Что касается российского газа, то симптомы, приведшие к "газовой войне" в прошлом году, проявляются и в нынешнем. Белорусские депутаты, перед которыми недавно отчитывалось правительство, поставили вопрос куда более резко: ситуация, по их мнению, вновь ведет к конфликту. В нынешнем году - точно так же, как и в прошлом, - переговоры по поводу поставок энергоресурсов оказались "долгоиграющими", контракты не подписаны, топливно-энергетический баланс не утвержден. Что касается оптимизма белорусских чиновников, то российские его явно не разделяют. "Ситуация может возникнуть тупиковая, - считает глава "Газпрома" Алексей Миллер, - и если мы до конца года не заключим договор, то столкнемся с проблемой несанкционированного отбора газа". То же касается и "деталей", которые, собственно, и порождают конфликт: речь идет об объемах поставок газа и о его цене.

Российская сторона привезла в Минск полностью, как она считает, готовый контракт. Белорусская сторона не согласна. Свои доводы она мотивирует тем, что российские поставщики должны снизить цену на размер НДС, который отныне будет взиматься по стране назначения. Россияне считают, что цена должна остаться на уровне нынешнего года, так как она растет даже для внутренних потребителей: в нынешнем году более чем на 20 процентов. Исключение для Белоруссии может быть только в том случае, если она выполнит соглашение по созданию совместного газотранспортного предприятия.

Наконец, давно назревшая проблема так называемого "конфиската". По данным российского посольства в Минске, каждый год стоимость российских товаров, следующих через Белоруссию, но конфискованных белорусской таможней, практически удваивается. В нынешнем году положение изменилось не сильно. По данным того же источника из российского правительства, объем конфискованных российских товаров в нынешнем году составил 80 миллионов долларов. При этом только два процента судебных дел были решены в пользу России. Белорусская сторона считает такие грузы бесхозными, хотя они и направляются в Россию. Если у белорусских таможенников возникают какие-то сомнения, не правильнее было бы сообщать об этом российской стороне. И уж дело России - считать, законные они или нет.