Этот двойной стандарт появился сравнительно недавно. В 2003 году в статью 188 (заменившую ст. 78) Уголовного кодекса был добавлен пункт 1 о том, что предприниматель, нарушивший правила ввоза грузов через границу, сурово карается пятью годами лишения свободы. Речь идет, конечно, о крупных партиях, которые "тянут" более чем на 500 МРОТ, то есть по сегодняшнему курсу - на 50 тысяч рублей.
Однако п. 1 ст. 188 УК РФ никакого отношения не имеет ни к наркотическим или к психотропным средствам, ни к ядовитым, радиоактивным или взрывчатым веществам, ни к оружию, ни к стратегически важным сырьевым товарам, ни даже к предметам художественного, исторического или археологического достояния. Для всего этого предусмотрены наказания по другим пунктам 188 статьи УК. Здесь же под секиру правосудия попадают предприниматели, бизнес которых изначально является легальным и законным. Они, например, могут заниматься товарами народного потребления. Что входит в это понятие, хорошо известно: все - от детской соски и носков до спального гарнитура и телефона.
Понятно, что нарушение правил перемещения грузов через границу не должно оставаться без наказания. Долгое время этому вопросу в нашей стране уделялось явно недостаточно внимания. В результате - до 40-60 процентов ввозимых в Россию импортных товаров оказывались "контрабандой". То есть их провозили по "липовым" документам, занижали на них цену, "забывали" декларировать груз или делали это с искажением истинного "лица" товара. Недобросовестный предприниматель подсчитывал барыши, а государство с потребителями - убытки. В бюджет не поступали необходимые сборы от налогов, покупатель - не был уверен в качестве товара, гарантировать которое в таких условиях практически невозможно. Известно к тому же, что "контрабанда" всегда дешевле легального товара. И потому российские производители буквально задыхались от такой наглой "конкуренции".
Надо было бороться с серым импортом? Безусловно. Но зачем же при этом потенциально ставить бизнесменов, занимающихся товарами народного потребления, на одну ступень с наркодельцами и торговцами оружием? Все равно, что приравнять муку к пыли. Обидно за имидж российского предпринимательства. Скажете, бизнесмены сами виноваты: пусть выполняют все правила и никаких проблем не будет. Тоже верно. Но в том-то и дело, что по нынешнему законодательству за нарушение правил перевоза товаров через границу, по сути, предусмотрено два наказания на выбор. То есть с предпринимателя можно взять штраф (по Кодексу РФ об административных правонарушениях) либо препроводить его в тюрьму (по Уголовному кодексу). И на какую статью "заводить дело" решает, в общем-то, чиновник. Тем более что в Кодексе административных правонарушений ничего не сказано о размере "контрабанды", значит, под его статьи подпадают и партии товара "в особо крупных размерах". Такую ситуацию специалисты однозначно определяют, как "зону повышенной криминогенности". Двойной стандарт сам по себе провоцирует и дачу, и вымогательство взятки. Вполне понятно, что уличенный в нарушениях бизнесмен предпочтет отдать деньги, нежели загреметь в тюрьму.
"Разумеется, такие законодательные коллизии создавались не специально, - говорит председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. - Но никому от этого не легче. Часть импортеров в такой ситуации еще до поставки товара готовят на таможне почву. В деловом мире первичным всегда должно быть экономическое законодательство".
По мнению представителей малого бизнеса, входящих в общественную организацию "ОПОРа", эту правовую коллизию урегулировать достаточно просто. Надо изъять из Уголовного кодекса пункт 1 статьи 188. Почему именно ее? Да потому, что в Кодексе РФ об административных правонарушениях теперь предусмотрены наказания, что называется, на все случаи жизни. 20 августа 2004 года была принята новая редакция главы 16 - "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)". Здесь за каждое отступление от правил есть свой штраф. Например, провезли партию колготок или автомобили "тайными тропами", в обход пунктов пропуска, - извольте заплатить от одной второй до трехкратного размера стоимости товара или автомобиля. Или, допустим, предприниматель сообщил о грузе недостоверные сведения - получи административный штраф от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда (возможно даже, что и с конфискацией товара). Кстати, за иные нарушения на компанию может быть наложен штраф до 3 тысяч МРОТ.
"Штраф - нормальное цивилизованное наказание, - замечает президент Российской ассоциации развития предпринимателей малого бизнеса Александр Иоффе. - И совсем ни к чему ставить предпринимателя в разряд уголовных преступников. Над этим надо серьезно работать. И развязывать такие законодательные узелки, активно сотрудничая с Госдумой и правительством".
Кроме того, уже год в России действует новый Таможенный кодекс. Он предусматривает, помимо штрафа, еще и принудительное изъятие товара, отзыв лицензии, квалификационного аттестата, взыскание стоимости товара и многое другое. Так что для эффективной борьбы с правонарушениями в таможенной сфере Федеральная таможенная служба может использовать собственные правовые возможности, не включая громоздкий и затратный уголовно-процессуальный механизм.
И вообще бизнес готов предоставить власти список законов, требующих особого внимания. И его уже начали формировать. В этом списке пока 19 федеральных законов, которые, по мнению бизнеса, необходимо пересмотреть либо доработать. Это, например, Закон "Об акционерных обществах" (здесь есть смещение компетенции по распоряжению собственностью от гендиректора в сторону собственников) и Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (произошла формализация принудительного исключения из числа собственников).
Понятно, что законодательная база постоянно развивается, но, к сожалению, не всегда это происходит без накладок и противоречий. И лучше всего исправлять ошибки по "горячим" следам, чем потом сетовать на двойные стандарты и коррупцию.