Новости

В новом, 2005-м, году 9 января исполнится ровно век со дня начала столетия русских революций, столетия последних Смутных времен в России. Целых сто лет длятся русские революции, не прекратившиеся до сего дня. Четыре самых известных из поименованных: революция 1905 года, Февральская, Октябрьская, демократическая 1991 года.

Помимо них на долю России в это столетие пришлось:

два распада страны; две мировые войны; еще пять региональных войн: с Японией (Хасан, Халхин-Гол), с Финляндией, опять с Японией (лето 1945 года), афганская и две чеченских кампании; две - в начале и в середине XX века - оккупации войсками зарубежных государств (между прочим - западных) значительной части страны; не менее пяти государственных переворотов; одна полномасштабная "горячая" гражданская война на всей территории страны; вспышки "горячей" гражданской войны в конце 80-х - начале 90-х годов, причем дважды (август 1991 года и октябрь 1993 года) - в столице; жесточайшая сталинская модернизация. И многое-многое другое. Просто поразительно, что все это Россия выдержала.

Россия не была ангелом для окружающего мира, но во-первых, укажите мне на таких ангелов из числа больших государств и великих держав; во-вторых, сколько бы десятилетий жила без этого неангела вся (кроме Великобритании и самой России) Европа под властью Гитлера? Впрочем, сейчас я пишу о России для самой себя, а не о России для других.

Итак, каково ключевое определение для века русских революций (часть из которых была контрреволюциями), кроме слишком абстрактного "Смутные времена"? Конечно же, гражданская война.

1905 - 2004 годы - это Столетняя гражданская война в России. Гражданская война - это такое состояние нации, когда одна ее часть ведет сражение, в том числе и с оружием в руках, против другой части, за власть, за собственность, за то или иное политическое устройство. Причем соотношение сил примерно равно. Причем такая война делит нацию не по горизонтали (элита за одно, массы за другое), а по вертикали - расколоты надвое и элита, и массы.

Решен ли сегодня в России вопрос о власти? Я утверждаю, что нет. О политическом режиме? Нет. О собственности? Нет. О собственности, например, на землю - главный, как справедливо утверждали, вопрос русской революции? Нет.

Кто виноват в этом? Это отдельная тема. Хотя самый короткий ответ известен: российское общество в массе своей и в своей элите до сих пор не выбрали одного и единого для большинства ответа.

Почему не выбрали? Это уж точно отдельная тема. Сегодня я о другом. О тех, кто все никак не хочет подавить в себе и дать затухнуть в других синдрому гражданской войны. А ведь объективно этот синдром себя изживает. Но радетели революционной и контрреволюционной целесообразности не дают завершиться этому процессу.

В Иркутске установили памятник адмиралу Колчаку. Сразу же возникла (не первая за последнее время) дискуссия: достоин или не достоин Колчак памятника, больше или меньше его карательные отряды уничтожили красных и сочувствующих им мирных жителей, чем красные карательные отряды - белых и сочувствовавших белым мирных жителей? Воистину - спор зашоренных циников или невежд с обеих сторон.

Но ладно бы только спор. Адмирала Колчака решили юридически реабилитировать. Далее, надо думать, по прецеденту, реабилитируют и остальных белых генералов. Затем, по логике, задним числом осудят генералов красных. Памятники им снесут. Памятники белым установят. Но если Красная армия возглавлялась преступниками, то и сама она преступна. А ее генералы-комиссары потом заняли высшие государственные посты в Советской России, в СССР. Однако если режим и страну возглавляли преступники, то и режим и страна - преступные. И, естественно, что же праздновать 60-летие победы преступной страны, возглавлявшейся преступниками, над каким-то там фашизмом и каким-то там Гитлером?!

Идиотизм реституции истории, как правило, весьма прагматичен - в нем всегда проглядывает материальный интерес. Но нам-то зачем погружаться в такой идиотизм? Чтобы в очередной раз покаяться в собственных грехах, в очередной же раз простив чужие?

У меня нет сомнения, что многим выдающимся политикам и генералам Белого движения (лебединого стана, по поэтическому, а потому не весьма точному исторически, выражению Марины Цветаевой), русскому адмиралу и ученому Александру Васильевичу Колчаку в первую очередь, надо поставить памятники. Не снося, впрочем, памятники генералам красным. Потому что хорошо известно, что ровно половина офицеров и генералов царской армии сражались в рядах Красной армии против своих бывших сослуживцев и друзей, составивших костяк армии Белой. Это и называется ужасным словосочетанием гражданская война. Это и есть правда. И лучше Михаила Шолохова в "Тихом Доне" эту правду никто не описал и уже не опишет.

Не с памятника Колчаку надо бы начинать. И не с юридической реабилитации его.

Начать нужно с осознания того, что во всех революциях и гражданской войне в России в начале XX века брат шел на брата, сын на отца. И эта трагедия до сих пор разделяет русское общество.

А потому нужно не искать, десятилетиями меняя знаки, ангельское в одних, а дьявольское в других и наоборот, а политически и юридически признать факт этой гражданской трагедии, отпустив грехи всем ее участникам с обеих сторон. Если хочется, хотя лично я в этом нужды не вижу, можно и юридически реабилитировать всех участников гражданской войны. И установить в не менее чем десятке городов и мест России (в двух столицах, в Крыму, на Дону, на Кавказе, в Царицыне, в Архангельске, в Иркутске, во Владивостоке, в Тамбове, в Кронштадте) памятники участникам и жертвам гражданской войны в России, белым и красным, золотопогонникам и комиссарам. И только после этого уже - устанавливать, по желанию местных жителей, памятники отдельным персонажам этой великой драмы.

Историки, конечно же, должны заниматься своим делом. Для истории как науки запретных тем и оценок здесь нет. В истории же как течении общественно-политической жизни и в русской политике сегодня, почти сто лет спустя, должна воцариться единственно возможная аксиома: все участники братоубийственной войны, пронесшейся по стране сто лет назад, великомученики, но уже не преступники, хотя, наверное, и не святые. Все эти термины я употребляю не в религиозном смысле, хотя, конечно, и всем главным конфессиям России неплохо бы освятить своим решением это национальное примирение, этот национальный консенсус.

Не отменять 7 ноября как день Октябрьской революции надо. Не искать национального единства в мифологически неактуальных событиях начала XVII века, когда общество разрывают реальные страсти.

Прекратить "холодную" гражданскую войну политически мы сможем, увы, еще не скоро. Но преодолеть горячую - морально и мировоззренчески, эмоционально и интеллектуально сегодня можно. А не сумеем - нечего на других пенять, что насмехаются над нашей историей и клеймят ее (в том числе, и нами спасенные).

Грандиозно и ужасно было столетие русских революций. Не простившись с ним достойно и благородно, то есть честно и гордо одновременно, мы не спасем Россию. А ведь это сегодня - наша национальная идея, правда, вывернутая на изнанку. Ибо лицевой стороны, положительного идеала, как говорили в XIX веке, до начала столетия русских революций, мы все еще не осознали и не сформулировали.

Общество Ежедневник Погода Общество Ежедневник Гороскоп Колонка Виталия Третьякова
Добавьте RG.RU 
в избранные источники