24.12.2004 06:00
    Поделиться

    Ильхам Алиев: "Азербайджан - светское государство"

    - В эти дни исполняется год, как ушел из жизни Гейдар Алиев, ваш отец, национальный лидер Азербайджана. На вас легла двойная ответственность и как на сына, и как на преемника его политической линии. Каким вам видится будущее Азербайджана уже в качестве президента страны?

    - Этот год для жизни нашей страны был очень важным. Уход из жизни Гейдара Алиева - большая трагедия и горе для всего азербайджанского народа. Но наше общество мобилизовалось, стало единым, сплоченным. Я думаю, что это тоже достижение политики именно Гейдара Алиева: дело, которое он начал, живет, система, которую он создал, работает без сбоев. Нам удалось сохранить все позитивное, сохранить стабильность, общественный порядок, мы продолжаем идти дальше по пути развития экономики, процессов демократизации, по пути Алиева.

    Это единственно правильный выбор, который обеспечил устойчивое развитие независимого Азербайджана, и, конечно же, будущее Азербайджана связано с этой политикой. Альтернативы ей нет. Страна будет развиваться, укреплять свой экономический потенциал. Мы будем более активно участвовать в международной, региональной политике, сотрудничать с нашими соседями и друзьями.

    - Естественно, нас интересует то, какое значение вы как президент страны придаете развитию отношений с Россией?

    - Эти связи для нас очень важны. К сожалению, после развала Советского Союза в силу как объективных, так и субъективных причин отношения между нашими странами не всегда складывались так, как нам бы хотелось. Но с приходом к власти президента Владимира Путина ситуация изменилась. Между президентом Гейдаром Алиевым и Владимиром Путиным сложились очень дружеские личные отношения, было достигнуто взаимопонимание, и мы сразу же ощутили реальную отдачу от этого. Сегодня между руководством России и Азербайджана существуют доверительные, близкие отношения. У нас очень высокий уровень политического диалога. Из года в год растет товарооборот. И Россия, и Азербайджан динамично развиваются, и у нас, конечно, очень большой потенциал для наращивания сотрудничества.

    Мне было очень приятно побывать недавно в Москве и вместе с Владимиром Путиным принять участие в открытии съезда Всероссийского конгресса азербайджанцев. И в Азербайджане очень хорошо относятся к русским, вообще ко всем проживающим в нашей стране национальностям. У нас очень терпимое общество. В нашей стране за весь период независимости не было ни одного, пусть даже бытового, конфликта на национальной почве, ни одна из русских школ в Азербайджане не была закрыта, наоборот, мы создаем условия для более полного изучения русского языка. У нас действует единственный на пространстве СНГ славянский университет, где готовят преподавателей русского языка, изучаются русский язык и литература. Количество средств массовой информации на русском языке в Азербайджане по сравнению с советским периодом увеличилось в несколько раз, и мы этому очень рады. Очень активно действует русское общество "Единство", которое тоже недавно провело свой съезд.

    Отношения с Россией являются очень важным элементом нашей внешней политики и могут служить образцом добрососедства. Между нами не существует сегодня ни одного нерешенного вопроса.

    - Какими вам видятся в обозримой перспективе возможности решения конфликта вокруг Нагорного Карабаха?

    - Должен быть единый унифицированный подход в решении такого рода конфликтов, для этого существуют и разработаны нормы и принципы международного права. Территориальная целостность государства является одним из основных элементов международного права. Сегодня территориальная целостность Азербайджана нарушена Арменией, которая оккупировала 20 процентов азербайджанской территории - собственно Нагорный Карабах и семь районов за пределами административных границ Нагорно-Карабахской области. В результате этой оккупации, а также изгнания азербайджанцев из Армении у нас сегодня более полумиллиона беженцев и вынужденных переселенцев, внутренне перемещенных лиц, которые живут в очень тяжелых условиях. Это большая политическая, социальная и экономическая проблема.

    Армянская сторона выдвигает тезис о самоопределении нации, который также очень важен, и мы его уважаем, но в данном случае он не работает, потому что армяне как нация самоопределились в рамках Армянского государства. И трудно предположить ситуацию, при которой они будут самоопределяться везде, где живут. Тогда в мире получилось бы, наверное, очень много армянских государств. Азербайджанцы также живут во многих государствах как национальное меньшинство и никогда не выступали и не выступают с требованием отделения. Сепаратизм - это общая беда. Россия пострадала от сепаратизма, Азербайджан пострадал от сепаратизма, Грузия и Молдова пострадали от сепаратизма.

    В основе всех этих конфликтов лежит одно зло - агрессивный сепаратизм. Мы надеемся, что мировое сообщество возьмет в конце концов за основу нормы международного права. Мы не требуем ничьей территории, нам своей достаточно. Мы просто требуем, чтобы оккупированные земли Азербайджана были освобождены. Хотим решить это мирным путем. Мы не хотим прибегать к крайним мерам. Но в то же самое время мы не можем жить в такой ситуации. Если не будет мирного решения, то рано или поздно неизбежно появятся другие пути.

    - Азербайджан - светское государство, и в то же время большая часть населения исповедует ислам. В свое время Ленин назвал Азербайджан форпостом социализма на рубеже Востока. Я рискну его перефразировать: мне кажется, что Азербайджан становится форпостом светского государства на рубеже Востока. Какова роль ислама в жизни современного азербайджанского общества?

    - У нас религия отделена от государства. Азербайджан - светское государство и очень дорожит этим. В то же время мы все относимся к религии с большим уважением, это часть нашей истории, нашей культуры, нашего самосознания. Место религии определяется Конституцией, и общество у нас, конечно же, полностью свободно в вероисповедании. У нас прекрасно сосуществуют ислам, Русская православная церковь, иудаизм, сейчас представлена еще и католическая церковь.

    Роль религии, конечно же, важна, но строй у нас светский. Такой синтез религиозности и светскости гарантирует нормальное поступательное развитие Азербайджана. Я согласен, что сегодня Азербайджан - это форпост светского государства на восточных рубежах. Он показывает пример того, как страна с мусульманским населением активно интегрируется в мировые процессы, позволяет представителям всех религий свободно выражать свои религиозные чувства, нормально сосуществовать и способствовать укреплению нашего государства.

    - Какие портреты висят в вашем кабинете?

    - У меня в кабинете висит портрет Гейдара Алиева. И его одного, наверное, достаточно. Помимо того что это родной мне человек, мой отец, он был подлинным лидером, который всю свою жизнь служил народу и делал для него много хорошего вне зависимости от общественно-политической ситуации. Его вклад в развитие Азербайджана неоценим. Ему были присущи и высокие человеческие качества, и честность. Что далеко не всегда сопутствует успешной политической карьере. В этом плане он был уникален. Мне как члену семьи это известно лучше, чем кому-либо другому: ведь другие видят государственных деятелей разве что по телевизору или же издалека.

    - Азербайджан славится своим гостеприимством. Лучшего гида в стране, чем глава государства, наверное, не найдешь. Куда и когда бы вы рекомендовали поехать россиянам?

    - Для меня дорог каждый уголок Азербайджана... Но, конечно, надо побывать в Баку, лучше, наверное, летом, искупаться в Каспийском море, позагорать на прекрасном песке. У нас сейчас созданы все условия для хорошего отдыха. Построены современные гостиницы и крупные туристические комплексы. После этого, думаю, можно сесть на самолет - минут через 30-35 вы окажетесь в Гяндже, втором городе Азербайджана, где родился великий азербайджанский поэт Низами. Здесь же находится его могила. Это прекрасный исторический город. Сегодня он модернизируется, отстраивается заново. Затем неплохо было бы отправиться в Нахичевань, древний азербайджанский край. Здесь тоже много исторических памятников, но не только. Нахичеванская автономная республика известна грязелечебницами, солелечебницами, целебными термальными водами и прекрасным чистым горным воздухом. Отсюда можно опять же самолетом вернуться в Баку, сесть на машину и поехать где-то километров двести на юг - вы попадете в Ленкорань, в совершенно другую, южную субтропическую зону. Это райский уголок, где удачно сочетаются море, горы и леса.

    - Одними впечатлениями сыт не будешь... Что вы скажете об азербайджанской кухне?

    - Ее нужно пробовать. Сам я предпочитаю именно национальную кухню, она очень разнообразна. Напомню о долме и знаменитых (не менее чем грузинские) азербайджанских шашлыках. Но всегда, когда приходят дорогие гости, подается плов - на праздник, на свадьбу. Я его очень люблю. Он, знаете, очень разнообразный, совершенно не похожий ни на какие другие пловы, и я лично предпочитаю плов.

    - Говорят, что вы всегда ценили юмор, причем среди ваших любимых анекдотов были и про Брежнева, хотя семьями вы дружили...

    - Я не сказал, что у меня была какая-то специализация в анекдотах в отношении каких-то конкретных личностей. Но это правда. Анекдоты я на самом деле очень любил с детства - любил и слушать, и рассказывать и запоминал, что самое главное. Бывало, даже отец меня вызывал и требовал: "Ну, давай, рассказывай". Анекдот, кстати, очень важен при общении.

    - Кем вы мечтали стать в детстве?

    - Я мечтал стать генералом.

    - Ну, политически это состоялось.

    - Можно и так сказать. Помню, отцу присвоили звание генерала в 1967 году. Я был тогда достаточно мал, но на меня, конечно же, это произвело сильное впечатление. Потому что тогда, как, наверное, и сейчас, дети часто играли в войну, в партизан. Позже, в общем, был не против военной карьеры, но в конце концов поступил в МГИМО. Когда приехал в Москву, мне еще не было и шестнадцати.

    Учился, впоследствии преподавал. В общей сложности провел в стенах МГИМО более тринадцати лет. Отца сняли со всех постов в 1987 году, исключили из состава политбюро и отправили в отставку. Вы представляете, что это значило тогда, в советские времена. Нас, членов семьи, отовсюду попросили. Но отношение людей, с которыми я работал, учился в МГИМО, было для меня очень важно: они изъявили желание поддержать, подбодрить меня, проявили большее внимание. Это было очень ценно. Ну а политическая директива была такова: не может сын Алиева здесь преподавать и учить будущих дипломатов, поэтому его надо отстранить...

    Когда я был с официальным визитом в Москве и посетил МГИМО, мне присвоили звание почетного доктора.

    - Власть, какова она на вкус?

    - Знаете, власть в государствах, которые находятся в процессе перехода от одной общественной формации к другой, она, конечно, отличается от власти в странах со столетней-двухсотлетней демократией. Там, где институты устоялись, существует четкое разделение властей, механизм принятия решений и работы от первого лица зависит не всегда. В нашей стране, в России и в других соседних странах дело обстоит по-другому. Все, что происходит в стране, зависит от решения президента, и вся ответственность лежит на нем. Президентская власть - это совершенно особая власть, ей трудно дать простое определение. Наверное, это прежде всего чувство ответственности, сознание того, что от тебя зависит последнее слово.

    Поделиться