Как мы помним с советских времен, за перерасход сметы наказывали, а за недорасход хуже того: срезали ассигнования на следующий год. Подобная перспектива тревожит и сотрудников японских фирм. Речь ведь идет о больших деньгах. В Токио обычно пользовался успехом мой анекдот о том, как один одессит объяснял другому теорию относительности Эйнштейна.
- Если у вас на лысине три волоса - это слишком мало. Но если вы обнаружили в своей тарелке с супом два волоса - это чересчур много...
Доказывая миролюбие послевоенной Японии, в Токио любят похвалиться тем, что она тратит на оборону лишь один процент ВВП. Но даже такая доля в абсолютном выражении составляет 45 миллиардов долларов. А это один их крупнейших в мире военных бюджетов.
Забавно, что аналогичная цифра - 45 миллиардов долларов - фигурирует в экономической статистике как ассигнования на "развлечения в интересах бизнеса", то есть на то, чтобы предприниматели и чиновники привечали и угощали друг друга. Это происходит круглый год. Но 5 миллиардов из 45 стараются потратить именно в предновогодние недели.
И если 45 миллиардов на оборону стараются изобразить как "три волоска на лысине", то расход такой же суммы на представительство - как досадные "два волоска в тарелке с супом". Астрономические расходы японских фирм на "развлечения в интересах дела", или, попросту говоря, на попойки в ресторанах, барах и кабаре, мотивируются тем, что в подобных заведениях легче сглаживать противоречия и отыскивать компромиссы.
Японцы шутят, что только молодожены, иностранцы и сумасшедшие пьют в их стране за собственный счет. Остальные предпочитают рассчитываться корпоративными кредитными карточками. Ведь вышеупомянутые 45 миллиардов составляют две трети годового оборота всех увеселительных заведений Японии. Эти средства потом списывают как издержки производства.
Практически система финансирования пьянок и гулянок выглядит так. Заведующий отделом может ежемесячно тратить на представительство сумму, равную своему окладу, член совета директоров - шесть окладов. Речь идет не о наличных, а о праве рассчитываться кредитной карточкой в определенных заведениях на ассигнованную сумму.
Но поскольку все сотрудники фирм и учреждений от столоначальников до президентов общаются с деловыми партнерами аналогичного ранга, а те располагают такими же финансовыми возможностями, то потратить ассигнованные деньги, особенно большим начальникам, не так просто. К концу года на счетах часто образуются неиспользованные остатки. Страна вновь возвращается к проблеме: как за две декабрьских недели успеть пропить 5 миллиардов долларов?
В увеселительных районах в прилегающих к станциям метро центрах ночной жизни начинается нечто невообразимое. Повсюду полный аншлаг, причем заказы на последующие дни принимаются не на столики, а только на целые залы.
Но двухнедельная вакханалия корпоративных гулянок имеет другое название - боненкай. Сослуживцы и деловые партнеры каждый вечер спешат на очередную "встречу для забывания уходящего года". Оттуда гости расходятся нагруженные сувенирами, которые нередко стоят дороже выпитого и съеденного.