"Вначале было слово", - улыбнувшись, открыл дискуссию нобелевский лауреат Жорес Алферов. И сразу жестко обозначил собственную позицию по актуальнейшей проблеме общества: поток пошлых слов и безнравственности, льющийся на нас с экранов телевизоров и царящий в других СМИ, - опасный психологический фактор, способный превратить идущую на смену молодежь в глупую циничную толпу. Во имя сохранения нации общество обязано повлиять на эти негативные тенденции.
Масштабы явления определила ректор петербургского университета Людмила Вербицкая: в вузе провели анализ программ, предъявленных зрителю в последнюю неделю ноября главным городским телеканалом. Семь дней заполнили пять сериалов, пять информационных и четыре игровые программы, два иностранных фильма, два эстрадных концерта, одна криминальная и одна юмористическая передачи. В этой статистике любопытны пристрастия аудитории. Бразильские сериалы привлекли 40,9 процента зрителей. Эстрадная клоунада вызвала почти такой же рейтинг. Аудитория "Последнего героя" - около сорока процентов. "Я решила взглянуть, что же такое ток-шоу "Дом-2", о котором говорит молодежь, - призналась Людмила Алексеевна. - И пришла в ужас даже не от того, что эту гипераморальную передачу ведет дочь профессора Собчака, а оттого, что программу продлили на четыре месяца по просьбе зрителей!"
Врачи наблюдают нарастание в обществе саморазрушающего поведения.
Никого не шокирует, что за один день нам показывают 160 драк, 202 убийства, 10 половых актов, 66 распитий спиртных напитков, 32 негативные новости. 39 раз звучит неприличная брань, но она стала нормой жизни. Как влияет этот поток масс-медиа на сознание людей? Совершенно определенно, отмечает ректор, насаждается культ насилия, жестокости, подлых межличностных отношений. Людмила Вербицкая напомнила о трех стилях языка, которыми, как писал Владимир Соловьев, владеет человек. Самым высоким стилем он говорит с Богом. Средним пользуется в обычной жизни, общается с собеседниками. Есть и третий, низкий стиль, который дозволителен лишь наедине с собой, "под одеялом". "Увы, сегодня тот самый стиль, который должен оставаться "под одеялом", вылез наружу и воцарился", - сердито заключила Людмила Алексеевна. Что же касается мер воздействия, то она предлагает не запрещать такие программы, как "Аншлаг", а ввести на них жесткие квоты, перестав бояться, что Россию обвинят в недемократичности.
Тезис "кто платит, тот и музыку заказывает" спокойно принял арт-директор ТРК "Петербург" Михаил Баркан. Именно он выпустил "в свет" на Первом канале "Последнего героя" номер один и два. "Фишка" реалити-шоу, - пояснил собравшимся господин Баркан, - в разглядывании обнаженных людей. И все, что там происходит, диктуется только рейтингами". Но любопытно другое: оказывается, запуская "Последнего героя", авторы рассчитывали получить эффект проявления массового благородства. И были сами поражены тем, что в среде тщательно отобранных психологами участников, наоборот, ярко проявились самые худшие человеческие качества - подлость, сговор, цинизм. "Мы получили реальный, не припудренный срез общества", - убежден Михаил Баркан. Другими словами, низменные чувства телевидение разжигает не из идеологических побуждений, а в борьбе за зрителя. А познавательный опыт "реалити" теперь используется шоу-бизнесменами для воздействия на массовое сознание. Арт-директор добавил, что, как это ни обидно для петербургской интеллигенции, жители города на Неве ничем не отличаются от читинского или рязанского зрителя. Предпочитают пошлые слезливые сериалы, боевики и "обнаженку". Что же касается дорогих высококачественных интеллектуальных программ, таких, какие готовит, к примеру, канал "Дискавери", бюджет которого равен 70 миллионам долларов, то для России это пока неподъемные затраты.
"К кому мы обращаемся? - вопрошала собравшихся литературный критик Татьяна Москвина. - Просим мифическое телевидение защитить нас и не развращать массы?" По мнению Татьяны Москвиной все, что произошло с массовым сознанием и потребностями после того как рухнула страна, есть результат торжества демократии. Массовый человек всегда тяготел к низменным пристрастиям, но в силу ума и лживости скрывал эту тягу. Время от времени потрясающая тяга народа к дешевой сентиментальности проявлялась, - об этом можно судить по популярности незатейливых зарубежных фильмов. Как только рухнула идеологическая диктатура, низменное эго вырвалось наружу и народ избрал в кумиры "верок-сердючек" и героев теле-"окон". "Диктатура масс, - предупреждает Татьяна Москвина, - это диктатура невежества, которая нужна людям, извлекающим из этого невежества собственную выгоду". Какой же выход из этого замкнутого круга? Он прост: лучшие умы страны должны перестать притворяться. "Когда министр культуры, - заявила критик, - при котором был произведен разрушающий все моральные критерии сериал "Бригада", получает орден при полном одобрении петербургской интеллигенции, возникают большие сомнения в том, что народу есть на кого надеяться".
Известный петербургский психиатр, профессор психоневрологического института имени Бехтерева Модест Кабанов лишь подтвердил эти грустные высказывания. Он заметил, что врачи наблюдают нарастание в обществе саморазрушающего поведения. Увеличилось не только количество самоубийств, но и неоправданно жестокой агрессии. К факторам такого поведения, вырабатывающегося под влиянием СМИ, теперь относятся наркомания, азартные игры, компьютеризация и даже сплошная "мобилизация" населения, - увлечение мобильными телефонами. Недавно в институте защищена первая диссертация по негативному влиянию на психику азартных игр. Что касается людей, считающих, что с нашим телевидением все в порядке, профессор Кабанов привел пример: "Недавно группе американских студентов дали посмотреть наши документальные фильмы о Норд-Осте и Беслане. Так вот, большинство этих молодых людей теперь вынуждены лечиться у психотерапевтов, потому что после просмотра этой кинопродукции они впали в тяжелую депрессию". Исходя из серьезной опасности для психики телезрителей профессор Кабанов предлагает ввести в СМИ цензуру.
"С "мелким бесом" нетрудно справиться, - заметил генеральный директор научно-производственной корпорации, профессор Леонид Вайсберг. - В конце концов, мы помним борьбу с такими песнями, как "Ландыши" или "Мишка, Мишка, где твоя улыбка". В 90-е годы для меня самой страшной телепрограммой стали не постельные сцены, а расстрел Белого дома. И ведь все это нам показывали по государственным каналам. Вот когда были потрясены общественные устои. А теперь нужно действовать, моделировать, целенаправленно формировать новое нравственное сознание народа. Такая необходимость в обществе востребована".
На замечание ученого секретаря петербургского научного центра РАН Эдуарда Троппа, попытавшегося выступить в роли "адвоката дьявола" и порассуждать о том, что ничего страшного в примитивной "попсовой" культуре нет - мол, в Германии тоже не читают Гейне и Гете "потому что у них много слов", живо отозвался генеральный консул ФРГ в Санкт-Петербурге Краус Рейнхарт. Он согласился с тем, что массовая культура и в Германии - проблема. Но есть разница: в Германии на эту тему ведется огромное количество этических дискуссий. "А вот в России, - сказал господин консул, - давшей миру Льва Толстого и Федора Достоевского, судя по газетам, даже редко обсуждаемые этические вопросы ведутся в чисто политическом формате".
Обсуждение сугубо этической проблемы на алферовском чаепитии не стало исключением из подмеченного немецким дипломатом правила. Понять эту российскую особенность консул не смог и достаточно быстро удалился. А гости академика Алферова долго спорили еще об одном этическом нюансе: "Петербург - футляр от скрипки Страдивари, в котором лежит балалайка".
Политика и этика в нашем обществе долго еще будут неразделимы. Исходя из этого менталитета академик Жорес Алферов приглашает к дискуссиям властителей дум Северной столицы.