"Мы понимаем туристов - никто не может дать гарантии, что повторного землетрясения не будет, и никто не может спрогнозировать точно его масштаб. При этом сегодня многие туроператоры видят решение проблемы в том, чтобы под угрозой 100 процентов штрафа вынудить туристов лететь", - говорится в обращении РСТ.
Действительно, основная причина, по которой туристы не отказываются от поездок, - это боязнь, что придется выплатить огромный штраф. Лишь незначительная часть граждан от поездок в сейсмически опасный регион отказывается. На 28 декабря билеты вернули по всей стране менее двух десятков человек.
- Я должен вылететь сегодня, а вчера подписал какую-то бумажку о том, что ознакомлен с риском и согласен, - говорит Дмитрий Тихарев, клиент одной из крупнейших турфирм, специализирующихся по Мальдивам. - В противном случае мне грозит аннуляция тура со стопроцентной потерей всех денег. Я посоветовался с женой, и мы решили - подаем в суд. Сейчас составляю официальные письма во все возможные инстанции, включая МИД. Также составляю письмо принимающей стороне о том, что, несмотря на заявление президента Шри-Ланки, они настаивают на нашем прилете (либо не возвращают деньги) с копией в посольства и департамент туризма Шри-Ланки.
- Поймите и вы нас, - заявили "РГ" в этой турфирме. - К сожалению, на данный момент ни одна авиакомпания, занимающаяся перевозками на Шри-Ланку, и тем более ни один отель, деньги нам возвращать не стремятся. А ведь все новогодние и рождественские туры давно проплачены. Мы же не можем всем нашим клиентам вернуть хотя бы часть стоимости тура, которая практически целиком зависит от авиакомпании, отелей и принимающей стороны. Например, некоторые российские авиакомпании отказываются снимать рейсы в связи с отсутствием официальной информации от Шри-Ланки о невозможности приема туристов, а авиабилет туда составляет две трети стоимости тура.
- Пока случаев отказов очень мало, - для "РГ" ситуацию прокомментировала пресс-секретарь Российской ассоциации туристических агентств (РАТА) Ирина Тюрина. - Естественно, что многие боятся, но желающих прервать свой отдых в Юго-Восточной Азии нет. Для тех, кто хочет немедленно вернуться в Россию, представители турагентств держат наготове самолет. Но возвращаются лишь те, у кого закончился срок путевки. Для тех, кто заранее купил билеты и настроен ехать, мы предоставляем аналогичные курорты. Конечно, совсем равнозначные по ценовой политике и комфорту подобрать сложно, ведь пострадали самые роскошные курорты. И более дешевая Паттайя, конечно, с дорогим Пхукетом не сравнится. С компенсациями вопрос вообще сложный. Ведь все эти деньги ушли из турагентств на места и к авиаперевозчикам. Мы от норм и правил работы не отказываемся, и как только деньги вернутся обратно - люди их получат. Только о сроках пока говорить сложно, сначала стоит разобраться с пострадавшими, пропавшими.
Пока, по нашим данным, около 100 россиян считаются пропавшими без вести, по крайней мере, найти их ни турагентства, ни родственники не могут.
Непугливыми оказались не только москвичи. В одной из крупнейших туристических компаний в Омске "РГ" рассказали, что буквально днем сразу три семейные пары купили путевки в Шри-Ланку.
- Да, конечно, люди интересуются, как там обстоят дела, узнают про погоду, но ведь мы же предлагаем хорошие отели, не пострадавшие от цунами и находящиеся довольно далеко от эпицентра происшествия, - рассказала менеджер по продажам Людмила Пыхтарь. - Лично у нас в компании стоимость путевок не снизилась. Ведь большую часть стоимости путевки занимает перелет, а проживание и питание в этом регионе обходится довольно дешево.
В Новосибирске только в первый день люди отказывались от заранее купленных путевок на курорты Юго-Восточной Азии.
- Сейчас уже не отказываются, там ведь в принципе спокойно, все уже почти убрали, - приняв нас за клиентов, начала уговоры приветливая менеджер по продажам Магазина горячих путевок Ольга. - Есть билеты на Рождество на курорт Пхукет, как бы ни говорили, что он почти снесен цунами. Ведь даже на этом дорогом курорте пострадали не все отели. Наши клиенты от заранее купленных билетов почти не отказываются. Так, например, за эти несколько дней всего два отказа было - семейная пара, побоявшаяся встречать Новый год в Таиланде. Так мы их отправили в Египет. Что касается компенсаций - то за моральный ущерб платить мы не должны, ведь ущерб причинен не нашей компанией, а природой. А материальный и физический - так это все к страховщикам. Вообще же из наших клиентов никто не пострадал, да и сами отели стоят невредимые. Туры, правда, тоже не подешевели, как стоили от 1000 долларов за неделю в пятизвездочном отеле при двухместном размещении, так и стоят.
Мы позвонили в одно из крупнейших агентств, занимающихся продажей путевой в Азию и на Восток.
- Приблизительно половина купивших туры в район Шри-Ланки отказались от покупки, деньги возвращены, - рассказала менеджер Елена. - Ближайшие авиарейсы не отменяются, но туристам будут предложены другие варианты размещения и пребывания. От лиц, непосредственно попавших под бедствие, заявлений о полной либо частичной компенсации пока не поступало. По мере поступления будут рассматривать каждую претензию в индивидуальном порядке. Путевки по-прежнему есть в продаже. Скидок не предусмотрено.
Европейские туроператоры отменяют запланированные туры в страны Юго-Восточной Азии, оказавшиеся в зоне стихийного бедствия. При этом большинство британских туристических компаний готовы вернуть своим клиентам стопроцентную стоимость туров с датой отъезда до 31 декабря включительно. Три крупнейших немецких туроператора - TUI, Thomas Cook и Rewe - отменили рейсы в регион до конца текущего месяца. Правительства балтийских и скандинавских стран рекомендовали своим гражданам воздержаться от поездок в опасный регион. Часть туроператоров аннулировала все туры в Таиланд, Шри-Ланку и на Мальдивы вплоть до 9 января 2005 года. При этом покупателям туров возмещается их полная стоимость.