29.12.2004 01:20
    Поделиться

    В Мариинской первая премьера сезона

    "Царская невеста" в парке культуры и отдыха

    Первая постановка "Царской невесты" состоялась в 1899 году в московской частной опере Мамонтова и прошла с грандиозным успехом. Художественное оформление было выполнено по эскизам Врубеля, а исполнение Надеждой Забелой-Врубель партии Марфы стало событием культурной жизни столицы. И только выдержав несколько успешных постановок на сценах Москвы и других городов, 30 октября 1901 года "Царская невеста" появилась в Мариинском театре. Не в пример восторгам московской критики, в Петербурге Римского-Корсакова упрекали за повторение своих прежних, более удачных произведений: "Эти перепевы старого бледны и производят впечатление чего-то насильственного". Впрочем, критики отдавали должное тем "нумерам", в которых "автор прибегает к новой для него мелодической манере и бросает свой прежний декламационный стиль". В дальнейшем опера дважды возвращалась на Мариинскую сцену (1924 и 1966 гг.), а в 1997-м Валерий Гергиев представил концертное исполнение "Царской невесты" с участием Ольги Бородиной и Дмитрия Хворостовского. Этим же составом исполнителей был позже записан компакт-диск. И лишь сегодня "Царская невеста" возвращается на сцену Мариинского театра как оперный спектакль (европейская премьера этой постановки прошла 10 декабря в голландском городе Гронинген).

    Юрий Александров переносит историю из 1572 года в неопределенное время, где встречаются эпоха Ивана Грозного и конец 40-х годов XХ века. В первом действии, к примеру, зрители увидят на сцене уголок парка культуры и отдыха с летней эстрадой и "чертовым колесом". Художником новой сценической версии стал Зиновий Марголин, обеспечивший в прошлом сезоне успех другой мариинской постановке Юрия Александрова - "Носу" Шостаковича. По словам режиссера, "Царская невеста" "дает возможность проникнуть именно в проблемы русского человека - с его необузданной страстью и сентиментальностью, благородством и жестокостью".

    Режиссерский оперный театр в России становится все более интересным (последний пример - работа Петера Конвичного в "Летучем голландце" Большого театра). Это закономерно: мировая оперная режиссура накопила немало примеров удачных современных интерпретаций классики, и насаждать сегодня режиссерский оперный аутентизм значило бы остановить развитие музыкального театра. Но и насильственное "осовременивание", не подкрепленное ничем, кроме желания произвести новомодный скандал, приносит лишь разочарование. Так что Юрию Александрову еще предстоит доказать свое видение хрестоматийной оперы. Удастся ли это режиссеру, станет ясно уже сегодня вечером.

    Поделиться