Как правило, каждый новый год для кабинета министров начинался с рассмотрения этого важного для страны вопроса. Но в этом-то и скрывались главные недостатки. И не потому, что у министров было достаточно праздничное настроение, а потому что в результате у предприятий на подготовку работы над гособоронзаказом уходило как минимум три месяца. Поэтому в прошлом году практику решили несколько изменить, чтобы уже с 1 января каждое предприятие получило возможность начать работу над госзаказом.
Но несмотря на информационную открытость правительства, которую совсем недавно глава государства посоветовал подкорректировать, обсуждение государственного оборонного заказа прошло в закрытом режиме. Тем не менее преподнести небольшие сюрпризы всем участникам гособоронзаказа кабинету министров все же удалось. Недовольных практически не осталось. Так, объем гособоронзаказа на следующий год возрастет до 187 миллиардов рублей. "Позитивная тенденция последних лет, заключающаяся в увеличении бюджетных расходов государства на гособоронзаказ, сохранена и усилена", - заметил министр обороны Сергей Иванов. В качестве подтверждения глава военного ведомства привел цифры: в 2004 году на эти цели было направлено 148 млрд. рублей, в 2003-м - 113 млрд., а в 2002-м - 80 млрд. руб.
В следующем году из определенных сумм финансирования гособоронзаказа 62,8 миллиарда рублей будут направлены на научные и опытно-конструкторские работы, 112 миллиардов - на серийные закупки и 11,8 миллиарда рублей - на ремонт военной техники.
Как отметил министр, планируется завершить около 300 работ по линии НИОКР, в результате чего Вооруженные Силы "получат готовую продукцию".
Но помимо приятных новостей, связанных с увеличением финансирования, кабинет министров решил отметиться еще одним, правда, уже ожидаемым нововведением, сформировав единого заказчика по закупкам вооружений и ведению НИОКР. В уходящем году правительство впервые всем госзаказчикам "категорически предписало" проводить единые торги по приобретению продукции тылового обеспечения для Вооруженных Сил. По мнению правительства, это должно было централизовать проведение закупок и сэкономить бюджетные средства. Кроме того, в министерстве обороны завершили формирование единого заказчика, через которого будут идти все НИОКР и закупаться новое вооружение. Эта новая структура по сути заменит 52 подразделения, которые в том или ином виде выполняли функции заказчика. Министр обороны надеется, что в скором будущем к созданному в его структуре органу присоединятся все силовые министерства и ведомства, поскольку новая система, по его словам, позволит обеспечить единые цены на закупаемые вооружения и военную технику для всех силовых структур. А ведь речь идет о немалых деньгах. Для закупок техники в интересах сухопутных войск будет направлено около 40 процентов предусмотренных на эти цели средств. ВВС и ВМФ получат примерно по 20 процентов для закупок, остальные деньги - порядка 20 миллиардов рублей - будут направлены на решение межвидовых задач Вооруженных Сил, в частности, на нужды разведки, радиоэлектронной борьбы, тылового обеспечения.
И если вопрос приобретения новой техники военным за последнее время более или менее удалось решить, то борьба с монопольным сектором до сих пор проходит с переменным успехом. Как известно, цены на продукцию монополистов растут быстрее, чем инфляция. По словам Иванова, министерству обороны "из года в год средств выделяется все больше и больше, а купить можно все меньше и меньше из-за внепланового роста тарифов". К примеру, в 2003 году при инфляции около 10 процентов реальное подорожание топлива составило 26 процентов. Прошлый год тоже не стал исключением. Несмотря на то, что кабинету министров так и не удалось загнать капризную инфляцию в бюджетные рамки - 10 процентов и рост цен на 1,5 процента превысил прогнозные показатели, реальное подорожание топлива все равно было значительно выше этих цифр. Впрочем, и от нового года военные не ждут кардинальных изменений, но надеются на то, что в 2005 году военное ведомство сможет увеличить финансирование отдельных статей своих расходов при опережающем росте тарифов на топливо и железнодорожные перевозки.
А пока военные решают насущные проблемы, желающих служить в обнищавшей армии становится все меньше. "Мы являемся рекордсменами мира - у нас 24 или 25 причин отсрочек от армии. В конце 90-х отсрочки росли как грибы", - заметил Иванов. По его словам, в результате реально призывается только 9,5 процента от тех, кто по закону должен служить срочную службу в армии. Подобная картина явно не нравится гражданскому министру. Поэтому его ведомство настаивает на том, чтобы воинский учет таких граждан происходил в рамках действующего законодательства и никаких отсрочек им не предоставлялось. Правда, чтобы уж совсем не пугать трепетных призывников, министр напомнил, что после завершения перевода ряда подразделений минобороны на контрактную службу срок срочной службы будет сокращен с двух до одного года.
"Сейчас многие рассуждают "по Шарикову": на учет возьмусь, служить не пойду", - сказал Иванов. Но, видимо, и за таких деятелей возьмутся военные. По словам Иванова, ранее отсрочки получали в том числе "талантливые балалаечники, талантливые артисты". "Этому мы положили конец", - жестко заметил Иванов, отметив, что срочная служба есть во всех, "даже крупных развитых капиталистических странах". Служба-то есть, да вот нищей армии в крупных развитых капиталистических странах явно нет. Нет там и бедных офицеров, перебивающихся от зарплаты до зарплаты ночными подработками в качестве охранников и грузчиков, а с утра воспитывающих своими методами новобранцев. Нет, наверное, и офицерских семей, скитающихся по углам, и офицерских исков о невыплатах положенных им боевых. Но о социальной составляющей в минобороны и правительстве, видимо, пока только думают.
Что же касается социально-экономических итогов, которые традиционно подводил премьер-министр на последнем заседании, то в последние дни уходящего года кабинету решил помочь глава государства, рассказав о всех "достижениях" на пресс-конференции. Итоги оказались неутешительными, тем не менее кабинет министров преисполнен оптимизма и готов работать ударными темпами. Наверное, практически каждому россиянину хотелось бы, чтобы, к примеру, в новогоднюю ночь министру экономического развития и торговли наконец приснился сон, который указал бы будущий экономический курс, а главному финансисту - механизм по конвертируемости рубля, министру здравоохранения и социального развития - не дошедшие до адресата письма счастья и полная база по льготникам, министру внутренних дел и министру обороны - решение социальных проблем военнослужащих, а президенту - богатая страна и счастливые россияне.
Досье "РГ"
В 2005 году российские Вооруженные Силы получат 7 ракет стратегического назначения, 9 новых космических аппаратов военного назначения, 5 ракет-носителей, 7 модернизированных истребителей Су-27СМ, три батальонных комплекта БТР-80, 91 танк Т-90, первую батарею оперативно-тактических ракет "Искандер-М", 2 новых корабля для ВМФ, один модернизированный и один новый стратегический бомбардировщик Ту-160.
от первого лица |
Сергей Иванов, министр обороны РФ:
- Министерство обороны в проекте государственного оборонного заказа на 2005 год представило предложения по закупке подвижного грунтового ракетного комплекса "Тополь-М". С 1 января эти закупки начнутся. Новый комплекс серьезно превосходит все существующие аналоги такого вида вооружений.
Значительно расширены границы боевого применения, почти в два раза увеличена точность прицеливания, в полтора раза - определение геодезических данных, в два раза сокращено время подготовки к пуску. Даже эти характеристики говорят о высоких качественных параметрах комплекса.
Но речь не только об РВСН. Россия будет развивать всю свою ядерную триаду. В будущем году мы начинаем летные испытания стратегического ракетного комплекса "Булава" морского базирования, который по многим параметрам унифицирован с "Тополем-М", что значительно удешевляет производство. Для "Булавы" создается новая подводная лодка пятого поколения.
Авиационная составляющая тоже не стоит на месте. В 2004 году мы успешно испытали новые высокоточные крылатые ракеты с дальностью пуска свыше 2 тысячи километров. В 2005 году эти ракеты будем закупать серийно.