Борис Штоколов похоронен на "Литераторских мостках"

Петербург простился с выдающимся оперным певцом Борисом Штоколовым. "Великий русский бас" - так написано о нем во многих энциклопедиях мира. Похоронен певец на "Литераторских мостках" Волковского кладбища. 19 марта наступившего года мы бы отметили его 75-летний юбилей.

В рождественский сочельник у него отказало сердце - накануне артисту в больнице сделали полостную операцию. "Господи, ведь это была всего лишь грыжа..." - растерянно произнесла, узнав о трагедии, Ирина Богачева. Они были не только партнерами на сцене, они были очень близкими друзьями. В Мариинском театре, которому Борис Штоколов отдал тридцать лет жизни, все помнят, что он - русский богатырь, сибиряк, собирался дожить до ста лет.

Борис Тимофеевич Штоколов родился 19 марта 1930 года в Кузнецке Кемеровской области.

Его голос услышал в Свердловске на выпускном вечере в училище командующий в то время войсками Уральского военного округа Георгий Жуков. Слова маршала Борис Штоколов вспоминал с удовольствием и благодарностью: "Авиация без вас, курсант Штоколов, обойдется, а вот если вы не станете певцом, мир многое потеряет. Я записку напишу, чтобы вас от службы освободили".

Его кумиром был Энрико Карузо, он даже занимался по его системе. Обладая в те годы баритоном, Штоколов мечтал о теноровых партиях. Талантливого студента быстро заметили. Вскоре он стал солистом Свердловской филармонии, а затем и Свердловского театра оперы и балета.

В 1959 году певец был приглашен в Кировский театр. Туда теперь ходили "на Штоколова" - бессменного Мефистофеля, Сусанина, Руслана, Досифея в "Хованщине", Галицкого, Бориса Годунова. Он исполнял около полусотни партий в операх классического и современного репертуара. Считал русскую оперу близкой себе по духу: "В ней мне близки законы широкой выразительной вокальной мелодии, психологически верная, правдивая интонация. И главное - в ней особенно ярко запечатлены русский характер, колорит, приметы жизни, природы - все, что составляет в самом широком смысле столь дорогое нашему сердцу чувство Родины".

Борис Тимофеевич Штоколов был одним из ярчайших артистов в плеяде русских басов, одним из титанов в истории оперного театра ХХ века. Его голос узнавали мгновенно, гордясь тем, что у нас есть Штоколов - Шаляпин советских времен.

В 1990 году выдающийся певец ушел из театра и вернулся на родную сцену только 19 марта 2000 года, когда праздновался его 70-летний юбилей. Тогда в его честь в Мариинке поставили "Садко" Римского-Корсакова. Но в годы перестройки великий русский бас, увы, был не слишком востребован театрами, зато очень много ездил по России с концертами. Русские романсы, особенно "Гори, гори, моя звезда", звучали в исполнении Штоколова особенно проникновенно. "Кому нужна сегодня классика, великие голоса прошлого? - как-то в сердцах сказал мне композитор Андрей Петров. - У меня прекрасные соседи и среди них - сам Борис Штоколов! Но он вынужден сдавать свою квартиру в нашем знаменитом доме и на эти деньги жить в маленькой квартирке где-то на окраине!"

А в сердцах людей его неповторимый голос будет звучать - низкой, мощной, грустной струной.