Весело было нам?..

Мы отдыхали, а телевидение, как ненормальное, вкалывало. Мы могли из себя изображать царевну Несмеяну, а оно в битве за рейтинг старалось нас рассмешить, развеселить и всячески отвлечь от реалий сиюминутной действительности. В сущности, новогоднее вещание - это неофициальный чемпионат России по развлекательному телевидению. Гэллап посчитал, что новогоднюю ночь выиграла "Россия", рейтинг которой оказался на пару процентов выше, чем у Первого канала, а в общем зачете впереди как раз Первый.

Помимо процентов примечательны, однако, еще тенденции.

Карнавальная ночь-2005

Наверное, ни в какой другой стране телевизор не играет столь важную роль, как в нашей. Особенно по праздникам. Новогодний "Голубой огонек", было время, претендовал на статус общенациональной идеи - все в круг его собирались, все им были недовольны, и никто его не выключал.

Теперь, когда этот формат в новогоднюю ночь стал обязательным блюдом едва ли не каждого федерального канала (как и салат оливье), телезрители, свободные от выпивания, закусывания и дружеского общения, заняты переключением с канала на канал, чем только усиливают эффект хаотичного мелькания, который и лежит в основе современного праздничного шоу.

Вообще-то у "Голубого огонька" уже давно случилась перемена участи. Теперь мы его ценим не за иллюзию хорошей компании, не за праздник задушевного общения; теперь мы в нем ценим эффект динамичного мелькания. Теперь "Огонек" по своему предназначению - это звуковые, движущиеся обои, не более того. Иногда они кажутся взбесившимися.

"Обои" могут различаться некоторыми виньетками, завитушками, композиционными прибамбасами, нарядами поп-див, но не самими дивами и не их репертуаром. И потому даже странно, что иные телеканалы не оставляют надежды в эту ночь как-то творчески "выпендриться" (простите за неакадемический термин).

Сравнительно недавно у них это получалось. Это когда на ОРТ и НТВ "креативные топ-менеджеры" (как они сами себя называют) кинулись "переодевать" и перепевать старые хиты на новый лад. Сделали "Старые песни о главном" раз, два, три... Но как быстро обнаружилось, жила эта, хотя и золотая, но не бесконечная. НТВ в этом году пошло на неординарный эксперимент, пригласив в качестве ведущего Костика из "Покровских ворот". Олег Меньшиков был показательно артистичен, пластичен, полифоничен, но затмить отечественную попсу, судя по рейтингу (1,5%), не сумел.

Впрочем, есть и внеэстетические способы борьбы за зрителя.

Маленькие хитрости большого программирования

Самая несложная из них - стартовать со своей новогодней программой на пять, на десять, на двадцать минут раньше конкурента. Ты "подсаживаешь" зрителя на свою "дискотеку" с расчетом на то, что после того, как отзвенят куранты и бокалы, зритель по инерции останется на той же кнопке.

В прошлый раз к этой уловке прибегла "Россия". Теперь ее повторило НТВ. Думаю, снова без особого успеха.

Потому думаю так, что и у "России", и у Первого в предпраздничный вечер оказались магниты попритягательнее. А именно, два "Кривых зеркала", одно кривее другого. Оба в основном практиковались в изображении пьяных человеков. Одно началось в 18.10 на первой кнопке и с 19.50 продолжилось на второй нон-стопом до полуночи. Но те, кто притомился от Петросяна, имели возможность вернуться на Первый и повеселиться с Галкиным, бенефис которого растянулся на полтора часа.

Правда, тут же выяснилось, что и пристойного пародиста противопоказано принимать в неумеренных дозах. Поэтому его последний номер - песенка-стон из репертуара Пугачевой "Арлекино" - смотрелся как жалоба на судьбу. Особенно когда он пропел: "Надо быть смешным для всех..."

А может, не надо?..

Так или иначе, к новогоднему поздравлению президента и к бою курантов аудитория первых двух каналов была уже вполне хорошей. Сюда же в этот момент переметнулись зрители с других каналов; это уже традиция - слушать президентское поздравление на Первом или на "России". С последним ударом кремлевских курантов на всех каналах заиграли и запели гимн, кроме как на НТВ. Там продолжилась "Первая ночь с Олегом Меньшиковым". Либеральная общественность всколыхнулась, увидев в этом некую "политическую составляющую". Но на деле, скорее всего, то была опять же маленькая хитрость - надо было попробовать перехватить инициативу ночного загула.

На следующий день в ход пошли голливудские кинохиты. "Россия", по всей вероятности, сорвала рейтинговый банк, показав "Властелина колец", а Первый реваншировался на следующий вечер, поставив в сетку "Человека-паука".

Судьба иронии

Впоследствии было еще много занимательных передач и "кин" показано. В том числе попадались и симпатичные. Но что бросилось в глаза: кинематографисты довольно много наснимали историй в рождественском жанре, но ничего приближающегося по художественному уровню к "Иронии судьбы" не получилось. Смотришь и видишь: все как-то не талантливо, не от души...

Отрадна, конечно, всеобщая тяга к буржуазности, чему свидетельством и можно было бы счесть спрос на такого рода кинопродукцию, но...

Видимо, чтобы снять такой фильм, как "Ирония судьбы", нужен был острый дефицит в пору советской власти естественных мещанских радостей, а чтобы сделать такое кино, как "Один дома", требуется уже другое их качество.

Качества буржуазных отношений нам не достает в самой жизни, от того его нет и в рождественских историях про нее.

Другая незадача - мода на перелицовывание литературной и драматургической классики с непременным участием эстрадных звезд. Уже перевоплотили "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Снежную королеву", "Женитьбу Фигаро". На новенького мы получили "Трех мушкетеров", "Сорочинскую ярмарку" и "12 стульев".

"Стулья" особенно жалко. Из романа извлекли скелет и повесили на него как на елку несколько безвкусных игрушек.

Вещатели в прежние годы стеснялись такого сорта самодеятельности и потому задвигали ее глубоко в ночь. Теперь они, не смущаясь, ставят ее в прайм-тайм. Хорошо, что хоть канал "Культура" в эти же праздные дни показал и захаровские "12 стульев", и плучековскую "Женитьбу Фигаро". Давно не пересматривал обе вещи с такой нежностью и благодарностью к их создателям.

В последней экранизации "12 стульев" более всего поразила строка в титрах: "По идее Константина Эрнста". Тогда у меня как у креативного телекритика тоже есть идея: не замахнуться ли нам на Уильяма на нашего Шекспира и не снять ли к следующим новогодним торжествам мюзикл по "Гамлету". У меня есть и вариант распределения ролей. Королеву-маму сыграет и споет Пугачева (если не согласится - Верка Сердючка), Короля - Киркоров, Офелию - Кристина Орбакайте (или Глюкоза), Полония - Боря Моисеев, Тень отца Гамлета - Максим Галкин, а самого Гамлета, конечно, Басков, который споет toжить или не toжить.

...А что было по-настоящему хорошо и когда было действительно тепло, так это на новогоднем капустнике московских артистов "Театральная лимита" ("Россия"), на юбилее Алисы Фрейндлих (НТВ). Тут-то и проклюнулась совсем было затоптанная бесконечными дискотеками идея "Голубого огонька".