Строительный бум породил в Хабаровске массу проблем. Не выдерживают возросших нагрузок старые коммунальные сети. Городу элементарно не хватает воды. Так что вопрос о новом генплане Хабаровска назрел сам собой. И о нем заговорили, впервые за 15 лет. Так какой быть дальневосточной столице в будущем? На этот вопрос корреспондент «РГ» попросила ответить архитектора, профессора Веру Лучкову. Проект ее творческой группы победил в городском конкурсе «Столица в новом тысячелетии».
Пройдусь по «Тифонтаю»
- Идеологическая основа нашего проекта стала его названием: «Хабаровск - восточные ворота России». Исторически город был и остается транзитным узлом. Через Хабаровск проходит путь в страны Юго-Восточной Азии, Америку, Австралию. И если мы претендуем на звание столицы федерального округа, которая является представителем России на международном уровне, надо развивать совершенно новые технологии строительства - высотное, подземное, в то же время экологически правильное. Город должен соответствовать мировому уровню градостроительства. Но нельзя забывать и о своей уникальности.
С другой стороны, в Хабаровске, как и в других городах Дальнего Востока, мало зданий и мест, сооружений, обладающих запоминающимся экстерьером или интересной историей, широко известной населению. Дальневосточные города строил люд приезжий. Но в течение последних 15 лет по целому ряду причин экономического, социального и политического характера Хабаровск остепенился. Его жители должны считать этот город своим, обитаемым пространством. Городские власти предпринимают определенные шаги. Однако исторический и общественный центр города сжат до пределов одной центральной улицы. Мы предлагаем этот пласт памяти увеличить.
К примеру, дать району, где сохранился старый кирпичный заводик, название «квартал Тифонтай» по имени открывшего его китайского заводчика. Он выпускал кирпич, из которого и строился Хабаровск. Мы, конечно, опасаемся иностранных слов. Но это тоже наша история. Были тут подобные факты, почему бы их не оставить в памяти? Связать с историей Хабаровска можно еще около четырех десятков мест.
Бульвары, кстати, тоже характерная черта исторического центра. А зелень и чистый воздух — это очень важно для города. В сегодняшней транспортной и территориальной ситуации необходимо трех- или четырехкратное увеличение площадей озеленения. Парк «Динамо» в одиночку с экологической ситуацией не справится. В открывшемся после реконструкции детском парке люди уже вынуждены плечом к плечу ходить. Мы предлагаем разбить еще четыре новых бульвара, которые и композиционно, и экологически поддержат старые Амурский и Уссурийский бульвары.
Тоннель под Лениным
- За последние несколько лет в городе появились новые дорожные развязки, скоростные объездные дороги. Но автомобильных пробок меньше не стало. А попробуйте припарковаться возле центрального рынка, кинотеатров, магазинов, служебных зданий… Транспорта стало больше. Парковок нет. И места их строить тоже нет. Что делать?
- Наш город холмистый, это может быть очень эффективно использовано для улучшения дорожного движения. Например, под площадью Ленина можно провести дорогу, построить подземные гаражи, торговый центр. При этом исторический облик площади с его памятником, фонтаном, зданиями не изменится. Новые технологии и опыт тоннельного строительства, которые появились буквально в прошлое десятилетие, уже применяются в Хабаровском крае.Мы также предлагаем городу заменить некоторые виды общественного транспорта. При всем уважении к автобусу - это далеко не самый экологически чистый транспорт.
Наряду с автобусными маршрутами мы предлагаем убрать шумные и холодные трамваи, заменив их на один из видов монорельсов. Город очень вытянут, нам нужен скоростной, массовый и относительно безопасный транспорт. Мэрия Хабаровска сейчас, кстати, начала серьезную проработку этого вопроса.Отдельно необходимо рассматривать вопрос парковки автомобилей. Строительство новых объектов с автостоянкой на их территории как минимум для хранения служебного и личного автотранспорта должно стать нормой проектирования.
Улучшат транспортную ситуацию в центре и многоярусные подземные стоянки. Необходимо продолжить создание того, что город уже начал - строительство многоярусных автопарковок. Хотя городскую землю надо экономить.
- Сейчас много говорят о строительстве дешевого жилья и центр застраивается типовыми коробками, разработанными еще в советские времена. Как они вписываются в предложенный вами план реконструкции города?
- Однообразные коробки, если они сделаны из качественных материалов, это не так страшно, если штукатурка не будет облетать через год-два, а канализационные воды растекаться по улицам. Не может быть все в массовом порядке уникально, хорошо, когда имеется какой-то фон. Это как ювелирный набор, который смотрится на простом платье, но только не из ситца. Хрущевка замедленного действия
- Что в Хабаровске вы планируете отправить под снос?
- Мы убираем все то, что уже на грани развала - так называемое хрущевское «баракко» 60-70-х годов. Дело в том, что срок службы этих зданий рассчитан на 50 лет, учитывая, что их эксплуатация оставляет желать лучшего, через 10-15 лет может случиться настоящая катастрофа. К тому же территорию центра надо расширять. Жизнь заметно опередила нас в вопросах потребностей людей. Градостроительная структура не выдерживает.
- Жизнь идет, но крутится только вокруг одного центра?
- Нет. Во-первых, разрабатывается генплан всего города и его пригородов. Во-вторых, мэрия подумывает заказать конкурс на концепцию развития районов севера, юга, востока Хабаровска.
- Сегодняшний облик города соответствует столичному уровню?
- Начали строительство аквапарка - давно пора. Построили цирк - очень хорошо. Появились храмы - замечательно. Подобных объектов должно быть много и по всем направлениям деятельности. Центр столичного, регионального характера должен иметь презентативность. У нас должны быть самые высокие здания на Дальнем Востоке - красивые небоскребы, какие-то уникальные общественные объекты. Но в градостроительстве у Хабаровска есть серьезные конкуренты - Владивосток и Якутск.
В приморском краевом центре активно осваиваются новые технологии и материалы, к примеру, массовое остекление фасадов. Решаются транспортные вопросы - строятся скоростные трассы, окружные дороги, дорожные путепроводы.
Якутские строители разрабатывают мощные градостроительные комплексы. Очень интересное решение, великолепного качества строительство - это университет, отмеченный государственной премией. Только два дальневосточных города отмечены этой наградой. Хабаровск в том числе. Но в Якутске первыми начали работу с иностранными партнерами. В конце 90-х годов приступили к строительству с привлечением не только иностранных инвесторов, но и совместных авторских коллективов - югославов, американцев. И они значительно преобразили Якутск. Надо отдать им должное, это удалось сделать несмотря на экстремальные климатические условия: здесь самые низкие температуры, самые большие ее перепады. Так что хабаровчанам расслабляться некогда.