13.01.2005 02:15
    Поделиться

    Михаил Фрадков оставил мясной импорт в неприкосновенности

    Напомним, что в декабре министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф заявили, что инфляция вышла из берегов именно из-за мяса. Мясные квоты, по мнению "финансово-экономического блока правительства", позволяют российским производителям, огражденным от свободной конкуренции с импортом, бесконтрольно наращивать цены. В итоге, по словам г-на Кудрина, вклад бензина в инфляцию в 2004 году составил всего 0,6 процента, а мяса вдвое больше.

    Большинство экспертов ожидало, что премьер увеличит квоты и ослабит барьеры для проникновения в Россию мяса сверх квот (сегодня ввезти курицу без квоты просто нельзя, "красное мясо" формально можно, но экономически бессмысленно). Но аргументы Алексея Гордеева оказались сильнее, и в итоге режим квот на 2005 год практически полностью повторяет таковой прошлого года. Позиция г-на Гордеева: российские мясники наращивают цены не из-за квот, а в силу галопирующих цен на свет и топливо. Если увеличить квоты, говорит г-н Гордеев, инфляцию все равно не победишь, а свой птицепром, едва вставший на ноги в 2004 году, точно завалишь.

    Итак, в 2005 году в Россию можно ввезти из-за рубежа 467,4 тысячи тонн свинины (450 тысяч тонн в 2004 году), мороженой говядины - 430 тысяч тонн (420 тысяч в прошлом году) и 1,05 миллиона тонн курицы (в точности, как год назад). Усилия Кудрина и Грефа привели к росту квоты в общей сложности на 27 тысяч тонн, что, как говорят эксперты, совершенно не повлияет на рынок.

    В том, как распределились квоты между странами, видится высокая экономическая политика. Львиная доля досталась США и ЕС, от которых зависит вступление России в ВТО (оно ожидается в конце этого года). Так, на ЕС пришлась почти половина квоты на ввоз свинины, львиная доля на импорт говядины, а США получили "контрольный пакет" на ввоз курицы. Ради этого пришлось "наказать" Бразилию, которая вовсе лишена отдельной квоты и числится среди "прочих стран" с их мизерными объемами. Еще в конце прошлого года высокопоставленные чиновники минсельхоза стали рассказывать журналистам страшные истории о бразильской курятине, якобы напичканной водой: вода на сковороде испаряется, курица худеет на глазах, домохозяйка остается в дураках.

    Меньше всех проиграл рядовой потребитель. С одной стороны, его не лишили относительно дешевого импортного мяса. С другой - те, кто предпочитают более свежее, но и более дорогое отечественное, тоже не останутся внакладе. Российские производители, устроившие в середине декабря истерику членам правительства и требовавшие в разы сократить квоты, увидели, что этого не произошло, и, если в них жив еще инстинкт самосохранения, должны прекратить необоснованно наращивать цены. Не секрет, что в реальности в дороговизне отечественной продукции виноваты вовсе не энергозатраты, а стремление переложить на потребителя собственные неэффективные издержки. Производители должны понять, что такая фора им, может быть, дается в последний раз.

    А неуютнее всех чувствует себя, наверное, "финансово-экономический блок правительства". Инфляция на этот год запланирована на уровне не выше 8,5 процента. Если в ее росте на самом деле виновато мясо, будет повод "наказать сельхозников", но отвечать за срыв планов все равно придется. Если нет, то придется отвечать за неумение прогнозировать инфляцию.

    Поделиться