Новости

Вновь вышли на улицы и пенсионеры Самары, на этот раз перекрыв главную транспортную магистраль города - Московское шоссе. Повод все тот же - отмена бесплатного проезда с одновременным ростом транспортных тарифов. Но конкретные причины в разных территориях все-таки разные.

Самым обидным для жителей области, прилегающей к столице, кажется то, что ветераны-москвичи льготы сохранили, а подмосковным ветеранам приходится платить. Даже несмотря на то, что большинство жителей Подмосковья работают в столице и соответственно их предприятия пополняют столичный бюджет. Собираются ли власти двух близких друг к другу субъектов Федерации решать эту проблему?

- До принятия Федерального закона о монетизации льгот между Москвой и Подмосковьем существовал договор о взаимозачетах, благодаря которому все жители пользовались одинаковыми льготами, - рассказал "РГ" председатель Московской городской думы Владимир Платонов. Проблемами "мирного сосуществования" двух соседних субъектов Федерации он занимается постоянно: в качестве сопредседателя объединенной координационной комиссии столичных и подмосковных законодателей.

- Заключая этот договор, мы исходили из того, что один и тот же человек не может одновременно ехать в общественном транспорте и Москвы, и Подмосковья. Следовательно, дополнительных расходов ни одному из субъектов этот договор не несет. А расходы населения существенно экономит. Ведь ясно, что в течение дня миллионы людей неоднократно переезжают из города в область и обратно: по дороге на работу и с работы, следуя в аэропорт, навещая родственников и так далее. В общем, пенсионерам с их нынешними пенсиями действительно можно разориться, если за все платить, - констатировал Платонов.

Проект аналогичного договора правительство Москвы направило в администрацию Московской области и в конце прошлого года, так как действие предыдущего с 1 января истекло. Ответной реакции на него пока не поступило.

- Инициатива в данном случае должна исходить как раз от властей Подмосковья, считает Платонов. - Потому что жители области чаще пользуются столичным транспортом, чем москвичи - подмосковным, и потому что жители столицы по сути давно уже привыкли к тому, что, невзирая на имеющиеся льготы, за общественный транспорт в области все равно нужно платить, так как муниципальных автобусов там уже давно нет, все коммерческие. Для жителей же Подмосковья это стало в новинку. Отсюда и протесты. Тем не менее я надеюсь на то, что власти Москвы и Подмосковья все равно должны будут решить данный вопрос. Если для этого нужно принять соответствующие законы - мы готовы.

Лейтмотив выступлений самарских стариков несколько иной: "рядовому" пенсионеру в городской казне предусмотрено только 129 "компенсационных" рублей. Это примерно 18 поездок. Так что, условно говоря, в течение недели можно добраться до рынка, аптеки, поликлиники бесплатно, а дальше - за свои. Плюс к тому компенсационные суммы собирались здесь выплачивать только после 15 января. Самарская горадминистрация, предчувствуя накал страстей, предложила кондукторам муниципального транспорта особо не свирепствовать и не требовать денег до середины января с тех, кто отказывается платить. Не в меру рьяных кондукторов, сообщили "РГ" в обладминистрации, даже наказывали - вплоть до угрозы увольнения.

В некоторых других регионах мэры и губернаторы, почуяв, что запахло "жареным", спешно предпринимают меры, чтобы смягчить болезненную реформу. Решено сохранить все льготы ветеранам труда, труженикам тыла и репрессированным в Чувашии. По данным министра труда и соцполитики республики Валерия Андреева, дополнительные обязательства бюджета на эти цели составят два миллиарда рублей.

Глава Калуги Максим Акимов сообщил, что "рядовым" пенсионерам, не имеющим права на денежные выплаты из федерального и регионального источников, сохранят бесплатный проезд - по спецталону с фотографией. Будут сохранены так называемые "народные" (то есть бесплатные) автобусные маршруты и в Воронеже.

В Приморье спешно началась выплата компенсаций "регионалам" - деньги люди получат уже на этой неделе, хотя первоначально первые выплаты планировались на февраль.

Естественно, общественным возмущением озабочены и федеральные власти. Надо сказать, что транспортный вопрос "испортил" не только "регионалов", которые из-за мизерных компенсаций в какой-то мере оказались противопоставлены своим же знакомым, друзьям, соседям - "федеральным" льготникам. Железнодорожное ведомство сделало на днях тревожное заявление: лишь 24 региона из имеющих пригородное железнодорожное сообщение заключили соглашения о бесплатной перевозке льготников. Значит, предупреждают железнодорожники, в 74 регионах "регионалы" будут обязаны платить за электричку полностью, а "федералы" поедут бесплатно. К наступлению дачного сезона страсти вновь могут накалиться.

Вчера проблемами замены натуральных льгот денежными компенсациями озаботились не только депутаты Госдумы, но и сенаторы. Совет Федерации обратился в Счетную палату с предложением провести проверку региональных бюджетов в связи с нарушениями в ряде регионов закона о льготных выплатах. По мнению вице-спикера Совета Федерации Светланы Орловой, Счетная палата должна дать объективный ответ на вопрос: действительно ли в региональных бюджетах не хватает средств, чтобы компенсировать ветеранам отмененные льготы?

Общество Соцсфера Соцзащита Экономика Пенсии и пособия Реформа льготных выплат