- Лема Мухадинович, в России много спорят о необходимости преподавания религии в школе. Ваше мнение?
- Курс основ ислама введен в программу чеченских школ по инициативе президента Чечни Алу Алханова. Можно только порадоваться за детей, которым будут преподавать основы их религии. Важно дать им не сухую теорию, а ясное представление о религиозно-нравственных ценностях. Кстати, православная церковь с пониманием восприняла инициативу нашего президента.
- Министерство образования Чечни стало первым республиканским ведомством, которое появилось в полуразрушенном Грозном. Что сделано за прошедшие четыре года?
- Тогда из пятидесяти городских школ едва ли треть была мало-мальски приспособлена для учебы. Не работал ни один вуз, техникум, колледж. Мы рассудили: не решив проблему образования, другие проблемы Чечни нам тоже не решить. Сейчас работают 460 школ, 15 профтехучилищ, 7 техникумов. В 2000 году не было ни одного детского сада, а сейчас их открыто больше 70. И что очень важно: школы есть во всех селах.
- Но говорят, что школы сильно перегружены?
- К сожалению, да: им приходится работать в 2-3 смены. Каждый год в первый класс приходит на 1,5-2 тысячи больше учеников, чем в предыдущем. Всего у нас сегодня сидят за партами более 200 тысяч детей. И если школа рассчитана на 320 мест, то, как правило, там учатся тысяча и больше ребят. Поэтому поставлена задача - в каждом районе Чечни построить по десять новых школ. Привлекаем для этого государственные и негосударственные средства. Очень активно помогают международные организации, в частности ЮНЕСКО, которая занимается ремонтом школ, организует питание. 160 школьных столовых с горячими обедами - наша общая заслуга.
- При Дудаеве говорили, что детям хватит и трех лет учебы в школе. Четырнадцать ПТУ были тогда перепрофилированы на военную подготовку, а об образовании девочек даже и речи не было. Остались ли подростки, которые не умеют читать и писать?
- Нет. Мы открыли много вечерних и заочных школ. Почти в каждой школе - компьютерный класс. Конечно, не все учителя еще владеют современными технологиями, но очень стараются. У нас пока нет интернет-центра, которым бы могли пользоваться все. Сейчас разрабатываем соответствующий совместный проект с Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО и уже в следующем году планируем открыть такой центр на 200-300 рабочих мест. Это будет большой прорыв.
- А чем занимаются дети после школы, какие у них возможности?
- Мы делаем все, чтобы наши дети развивались гармонично. Работают около 80 учреждений дополнительного образования - детские спортивные школы, различные кружки по интересам. Кстати, в Чечне очень хорошие педагоги, которые всегда участвуют в конкурсе "Учитель года". Проводятся школьные олимпиады, выставки. Во всех районах открыты центры художественной самодеятельности.
- Знаю, что в республике резко выросло и число студентов.
- Да, почти в семь раз. В трех вузах Чечни учатся более 21 тысячи студентов, в техникумах - свыше 7 тысяч, чуть меньше - в училищах. Все это, конечно, сухие цифры. Но если бы вы побывали в республике, то убедились бы, какая сейчас у молодежи тяга к знаниям. Образование - что-то вроде локомотива, за ним подтягиваются и экономика, и культура.
- А на платное обучение вузы принимают?
- Принимают, но мало кто из жителей разоренной республики может себе позволить платное образование.
- Будет ли продолжен целевой набор студентов из Чечни в российские вузы?
- Конечно. Это крайне нужная программа, в которой участвуют все регионы России. География обширная. Каждый год пятьсот студентов из Чечни поступают в вузы России без конкурса по целевому набору. Причем вступительные экзамены выпускники чеченских школ сдают у себя на родине. К ним выезжает специальная экзаменационная комиссия. Активно идут и студенческие обмены. Так, группа студентов французского отделения факультета иностранных языков Чеченского госуниверситета на два года отправилась в Сорбонну. Ежегодно несколько студентов едут в Германию по программе студенческих обменов. Совместно с вузами Дании реализуются два проекта по биологии и журналистике.
- Есть ли проблемы с учебниками?
- Недавно получили учебники на 30 миллионов рублей, так что общефедеральный компонент школьной программы почти закрыли. А вот местный - пока нет. Хотя нам помогают печатать учебники на чеченском языке. Недавно в Москве министры образования Южного федерального округа провели совещание, на котором решили создать общий учебник по истории Кавказа. Это очень важно, так как именно история - тот предмет, который может как объединить, так и поссорить людей. Поэтому нужно подавать нашу общую историю очень взвешенно.
- Вовремя ли сейчас выплачивается зарплата учителям?
- С 2001 года чеченские учителя не знают, что такое задержки зарплаты. Руководство республики все время держит этот вопрос на контроле.
- С 1 января техникумы переданы в ведение российских регионов. Осуществлена подобная реформа в Чечне?
- Нет, пока мы договорились, что этого не будет. Федеральная власть пошла нам навстречу. Республика обессилена войной. Ей сейчас трудно взять на свой баланс еще несколько учреждений образования. Так что все пока останется по-старому.