14.01.2005 03:00
Поделиться

В Москву прибыл министр иностранных дел Японии

Вчера в Москву прибыл министр иностранных дел Японии Нобутака Матимура. От результатов его переговоров во многом зависят сроки визита президента Путина в Токио.

 

Можно не сомневаться, что одной из тем московской встречи станет мирный договор, подписанию которого мешает спор о так называемых северных территориях. Приходится лишь сожалеть о том, что проблема послевоенного территориального размежевания стала в обеих наших странах излюбленным полем для популистов, спекулирующих на священном для каждого народа понятии территориальной целостности страны.

Стоило президенту Путину подтвердить, что советско-японская декларация 1956 года (о чем он говорил в Иркутске еще в 2001 году) не утратила силу, как на него и министра иностранных дел Лаврова обрушилась целая лавина упреков в том, будто Кремль "отдает Курилы японцам".

А между тем в упомянутой декларации, согласно которой наши страны прекратили состояние войны и восстановили дипломатические отношения, СССР выразил готовность после подписания мирного договора передать Японии острова Шикотан и Хабомаи с тем, чтобы этот жест доброй воли навсегда закрыл территориальный спор. Декларация 1956 года была ратифицирована парламентами двух государств и обрела международно-правовую силу.

К сожалению, в дело вскоре вмешался Вашингтон, не заинтересованный в нормализации отношений между Токио и Москвой. Тогдашний государственный секретарь США Джон Даллес заявил своему японскому коллеге, что если Япония откажется от притязаний на острова Кунашир и Итуруп, то Соединенные Штаты не отдадут ей Окинаву - остров с миллионным населением. Это привело к тому, что японцы стали требовать сразу четыре острова.

В Токио проявили заинтересованность в том, чтобы визит Путина в Японию совпал со 150-летием Симодского трактата, подписанного 7 февраля 1855 года. Дело в том, что, согласно заключенному тогда договору о границе, она должна проходить между островами Уруп и Итуруп (оставляя за японцами четыре южных острова Курильской гряды).

Однако своим вероломным нападением на Порт-Артур почти полвека спустя Япония перечеркнула первые же строки этого договора: "Да будет отныне вечный мир между нашими странами". А, согласно традициям международного права, государство, нарушившее договор, утрачивает основания на него ссылаться.

Россия, вновь подтвердив недавно свою приверженность декларации 1956 года, еще раз сделала жест доброй воли. Теперь, как говорят теннисисты, мяч на японской стороне и очередь подавать - за ними.