15.01.2005 03:10
    Поделиться

    Сергей Иванов преподал Америке урок политкорректности

    По большому счету Сергей Иванов суммировал многое из того, что он говорил в последние дни в Пентагоне, Белом доме и Государственном департаменте США.

    Но, пожалуй, самый большой интерес у журналистов и политиков все-таки вызвали рассуждения министра о внутрироссийских проблемах и отношениях со странами СНГ.

    Империя - в мифах, экспорт революции - в цвете

    - Россия не имела и не имеет каких-либо имперских замашек. Тезис о возрождении имперского мышления в России является еще одним мифом. Мы хорошо понимаем, что у нашей страны нет иного пути, чем интеграция с мировым сообществом. Однако избавиться от стереотипов прошлого удается не всем. Свидетельством тому - реакция определенных кругов в Европе и США на политический кризис в Украине, заявления о том, что "Украина должна быть с Западом".

    Подобные приемы в отношении суверенного государства чреваты самыми серьезными последствиями. Весь исторический опыт говорит, что демократию нельзя навязать извне. Попытки насильственной смены режимов в тех или иных странах ведут лишь к дестабилизации обстановки.

    Не драматизируя ситуацию в Украине, напомню, что были времена, когда России было еще тяжелее выстраивать отношения с этим государством. Однако мы всегда находили правильные решения. Уверен, что так будет и на этот раз.

    В целом странам СНГ уделяется приоритетное внимание в нашей внешней политике. Для этого есть объективные причины: в странах Содружества проживает около 25 миллионов русских. Практически все граждане СНГ говорят по-русски. Неразрывны наши экономические связи. За редким исключением нет визового режима, в результате чего десятки миллионов человек живут и работают в России, обеспечивая свои семьи. К тому же Россия по существу дотирует большинство стран Содружества, поставляя им энергоносители по ценам, значительно ниже мировых. Вот почему мы остро реагируем и будем реагировать на экспорт революций в страны СНГ, какими бы цветами они ни прикрывались - розовыми, голубыми или серо-буро-малиновыми.

    Очень чувствительная для нас сфера - иностранное военное присутствие в СНГ. За последние четыре года мы с Дональдом Рамсфелдом встречались около двадцати раз. И каждый раз ее обсуждали. Дело в том, что развитие отношений по линии Cодружества, в том числе в сфере безопасности, является для России приоритетным. Сегодня наше военное присутствие есть во всех странах Содружества, за исключением Туркмении и Узбекистана. В 30 километрах друг от друга в Киргизии стоит наша военная база и американские войска. Они живут достаточно мирно. Однако у них различный статус. Американцы находятся на аэродроме в Манасе на период контртеррористической операции в Афганистане. Российская база находится там, поскольку мы с Киргизией являемся союзниками по линии Договора о коллективной безопасности.

    Несколько иная ситуация с Грузией. Соединенные Штаты проводят сейчас там вторую программу по подготовке миротворческих подразделений. Против этого Россия ничего не имеет. Но принципиально важно, чтобы эти военнослужащие потом не участвовали во внутренних конфликтах - в Абхазии или Южной Осетии, включая этнические конфликты. Вот почему я признаю, что наличие иностранных военнослужащих в странах СНГ является очень чувствительным для России вопросом.

    Порядок демократии не помешает

    - Знаю, что за решением некоторых вопросов внутренней политики России пристально наблюдают во всем мире. В частности, речь идет о реформе органов государственной власти. К сожалению, в некоторых кругах усилия российского руководства в этом направлении воспринимают как идущие вразрез с демократическими принципами. На мой взгляд, это несправедливо. В громадной, многонациональной стране власти на местах, уделяя внимание региональным проблемам, должны руководствоваться общегосударственными интересами. Поэтому новый механизм, когда депутаты законодательных органов власти, субъектов Российской Федерации, избранные прямым тайным голосованием всего населения региона, утверждают кандидатуру предложенного президентом губернатора, является, как мне кажется, не только оптимальным в российских условиях, но и, без сомнения, полностью соответствует принципам демократии и российской Конституции.

    У нас есть многонациональные субъекты Федерации. В Дагестане живут десятки народностей, из которых 4-5 являются основными. В советское время руководитель региона назначался из состава представителей одной национальности, глава законодательной власти - из другой, прокурор - из третьей, и так далее. Несколько лет назад были проведены выборы в Карачаево-Черкесии. Поскольку карачаевцев больше, то был избран их представитель. И едва не началась гражданская война, представители черкесов поставили вопрос об образовании своего национального субъекта Федерации.

    Думаю, что, вместо того чтобы перекраивать границы субъектов, лучше подкорректировать избирательную систему в регионах, особенно там, где люди голосуют реально не за политическую платформу, а по этнической принадлежности.

    Что же касается выборов в Госдуму России только по партийным спискам, то здесь все гораздо проще и яснее - это стандартная мировая практика. Кстати, во многих западных странах и губернаторы территорий и провинций не избираются, а прямым образом, можно сказать, директивно назначаются из столицы.

    Все разговоры о том, что Россия вновь скатывается к тоталитаризму, диктатуре, ущемляет свободу слова, стремится возродить КГБ - это не более чем пропагандистский штамп времен "холодной войны". Мы хотим быть частью цивилизованного мира, но при этом оставаться хозяевами в своей стране.

    Поделиться