Стороны выразили намерение продолжать поиски взаимоприемлемого компромисса. Как образно выразился японский гость, "нужно строить мост". Его российский коллега согласился с такой метафорой, уточнив, что "мост надо строить с двух сторон". Москва подтвердила готовность к поиску взаимоприемлемых решений и ожидает проявления такой же готовности от Токио.
Уже будучи в Москве, Матимура подчеркнул заинтересованность Токио в том, чтобы очередной японско-российский саммит совпал со 150-летием Симодского трактата. Дело в том, что этот договор, подписанный 7 февраля 1855 года, провел границу между Урупом и Итурупом, оставив за Страной восходящего солнца четыре южных острова Курильской гряды. Однако, как уже отмечала наша газета, Япония перечеркнула Симодский трактат и утратила основания на него ссылаться, ибо, вероломно напав на Порт-Артут в 1904 году, нарушила обещание "о вечном мире между Японией и Россией", с которого начинается этот документ.
Японские притязания на "северные территории" мотивируются утверждением, будто четыре спорных острова не относятся к Курильской гряде, а географически примыкают к Хоккайдо. Однако тот аргумент опровергается топонимикой, а проще говоря, исторической практикой. Если написать название острова Кунашир не слоговой азбукой, как это принято теперь, а иероглифами, как было в старину, получается "Остров за пределами государства". В эпоху Токугава, когда японцам более двух веков было под страхом смерти запрещено покидать пределы страны, этот запрет на севере кончался побережьем Хоккайдо.
Название другого спорного острова Итуруп тоже попало в историю. Именно у Итурупа собиралась объединенная эскадра адмирала Ямамото. 7 декабря 1941 года она вероломно нанесла удар по американской военно-морской базе Перл-Харбор. Это положило начало участию Японии во Второй мировой войне в качестве противника антигитлеровской коалиции.
Так что само название одного из спорных островов напоминает о том, что в годы Второй мировой войны Япония была агрессором и потерпела поражение как агрессор.
Впрочем, участники нынешних переговоров в Москве подчеркнули, что российско-японские отношения отнюдь не сводятся к проблеме послевоенного территориального размежевания. Причем прийти к взаимоприемлемому компромиссу в споре можно лишь через добрососедство и партнерство, то есть через расширение торгово-экономического сотрудничества и активизацию взаимодействия на международной арене. Состоявшийся обмен мнениями способствовал продвижению вперед по обоим этим направлениям. К тому же этот диалог будет продолжен во время предстоящего визита Сергея Лаврова в Токио.