17.01.2005 04:00
    Поделиться

    Юрий Росляк: москвичи не проиграют от замены льгот

    Подмешали тревогу в сердца жителей столицы и городские власти, подняв чуть не к бою курантов сразу на 30 и выше процентов почти все тарифы: на жилищно-коммунальные услуги, на свет, на проезд в транспорте... И вот начался 2005 год. Чего ждать от него? Об этом беседа корреспондента "РГ" с первым заместителем мэра Москвы, руководителем комплекса экономической политики и развития города Юрием Росляком.

    - Юрий Витальевич! Не боитесь, что число горожан, пользующихся дотациями на оплату жилья, резко увеличится при таком-то повышении цен?

    - Не боимся. Субсидии в Москве стабильно получают около 200 тысяч человек в год. Спросите: почему не растет их количество? Цены ведь и в прошлые годы скакали. Да потому, что не стоят на месте и доходы москвичей. В частности, дважды в год в Москве увеличивается городской минимум оплаты труда. В прошлом году с 1 мая он поднялся до 2000 рублей, с 1 октября - до 2500 в месяц. В этом году к началу мая будет равняться 3000, а к октябрю - 3600 рублям.

    - Столичный МРОТ наконец-то сравняется с прожиточным минимумом?

    - К сожалению, в этом году нет, но заметно к нему приблизится. Одновременно растет в городе и средний уровень заработной платы. Сейчас он составляет свыше 13 тысяч рублей, что больше прошлогоднего на 21,9 процента. А инфляция в столице - меньше общероссийской и равна 9,7 процента. То есть рост зарплаты обогнал инфляцию почти на 12 процентов! Кроме того, не собирается правительство Москвы ослаблять и социальную поддержку населения, на которую будет направлено, как и прежде, более 40 процентов столичного бюджета, или 152 миллиарда рублей. Это на 19 процентов больше, чем в 2004 году. Деньги предусмотрены на все: на городские доплаты к пенсиям, жилищные субсидии малоимущим, льготное обеспечение лекарствами.

    Выход один - работать

    - Откуда у Москвы берутся деньги на все? Это часто раздражает и "верхи", и "низы". Например, та же монетизация льгот во многих регионах вызвала бурный протест пенсионеров, потому что отнять-то их отняли, а средств, чтобы оплатить тот же бесплатный проезд на транспорте, у многих не оказалось. Москва же сохранила и натуральные льготы, и выплаты ввела.

    - Повышение уровня жизни москвичей или, по крайней мере, сохранение той социальной поддержки, которую сегодня имеют горожане, правительство Москвы считает своей главной задачей. Никакая реформа не должна привести к их снижению. И столица старается "держать удар". При том, что, напомню, лишь за годы налоговой реформы у города отняли 140 миллиардов рублей. У нас отнимают, а мы восполняем. Каким образом? Нам остается одно - больше зарабатывать, в первую очередь за счет повышения эффективности реального сектора экономики, стимулирования роста промышленного производства и деловой активности на территории, использования имущества города. Мне кажется, что при таких результатах Центру надо бы не изымать у регионов-доноров доходы, а, наоборот, дать им возможность развиваться активнее и эффективнее, вкладывая деньги в расширение производства. Дело в том, что каждый рубль, задействованный в экономике Москвы, оборачивается намного быстрее и приносит значительно больше прибыли, чем в целом по стране. Благодаря этому быстрее будет наполняться не только городской, но и федеральный бюджет.

    - Кто кормит Москву сегодня? Монополии, чьи офисы осели в столице? Уцелевшие промышленные гиганты? Малый бизнес?

    - Четверть доходов в городской бюджет поступает от промышленности, 30 процентов - от малого бизнеса, в котором занято 2 миллиона человек. Главный же секрет в том, что в столице существует система выстраивания долговременных целей, исходящая из потребностей москвичей и отраслей городского хозяйства, а также тактика их достижения шаг за шагом. Именно такой системы, на мой взгляд, пока не хватает в государстве в целом. Закон о прогнозировании, который по идее должен был бы стать основой такой работы, оказался, по сути, мертворожденным документом.

    - Правда ли, что столичные власти наконец нашли общий язык с правительством РФ в земельном вопросе, разногласия в котором тормозили продажу земли в столице?

    Последние три года мы тратим на дорожное строительство по 30 миллиардов рублей, в то время как только на неотложные нужды требуется 150 миллиардов.

    - Это так. Как выяснилось в ходе длительных переговоров, разным у нас был взгляд лишь на тактику, а стратегическая цель одна - как можно эффективнее использовать землю. И вот недавно пришли к согласию. Решено, что все действующие промышленные предприятия, которые намерены и дальше заниматься производством, смогут получить землю в собственность по льготной цене, равной 10-20 процентам ее кадастровой стоимости. Но во избежание соблазна спекуляции в закон заложено обременение, что в случае смены профиля деятельности организации (например, вместо промышленного производства хозяева вздумают построить офисный центр) собственнику земли придется доплатить в государственную казну разницу между льготной ценой и максимальной кадастровой стоимостью для нового вида деятельности.

    В итоге социально-значимому предприятию участок обойдется дешево, а тому, без которого город легко может обойтись - вроде очередного казино, - придется покупать землю по самой высокой, приближенной к реальной рыночной цене. Разработка соответствующих законопроектов близится к завершению, и я надеюсь, что в первом квартале наступившего года правительство России одобрит их для внесения в Государственную Думу.

    - Год назад, возглавив экономический комплекс столицы, вы обещали заняться экономией городских средств. В частности, размещать горзаказ целиком (от больничных халатов до мела для школьной доски) через торги и аукционы. Удалось?

    - Формирование системы завершено. Размещение инвестиционных контрактов в 2004 году было полностью переведено на систему открытых аукционов. А закупки по городскому заказу на торгах начались в сентябре и полностью в режим открытых конкурсов переведены с 1 января 2005 года.

    - Что это дало городу?

    - От инвестконтрактов столичная казна получила дополнительно 4,5 миллиарда рублей доходов. А с помощью торгов по горзаказу сэкономлено более 7 миллиардов бюджетных средств.

    В поисках штопора от пробки

    - Юрий Витальевич! Пробки на дорогах - беда уже не только часа пик. В них можно угодить в любое время и в любом месте. Ну, например, дойдут ли когда-нибудь руки у правительства Москвы до строительства развязки у Белорусского вокзала? От "РГ" до мэрии - семь минут езды, а угодишь в месиво машин в начале Тверской - и часами не выберешься.

    - Боюсь, что до Белорусской очередь не скоро дойдет. До конца года надо достроить развязку на пересечении улицы Шереметьевской и Сущевского вала и пустить там рабочее движение, а также запустить его на развязке Беговой и Ленинградки. Кроме того, продолжится работа по реконструкции Киевского и Боровского шоссе у аэропорта Внуково. А еще в первом квартале 2005 года правительство Москвы должно утвердить очередность строительства магистралей Четвертого транспортного кольца, после чего начнется подготовка первых рабочих площадок и документации.

    - Объекты, конечно, важные и нужные, но лично у меня все чаще возникает ощущение, что у правительства Москвы нет стратегии спасения города от транспортного коллапса, который того и гляди грянет...

    - Стратегия-то есть. Денег не хватает. Последние три года Москва тратит на дорожное строительство по 30 миллиардов рублей, в то время как одних неотложных нужд накопилось на 150 миллиардов. Совершенно очевидно, что средств, оставленных минфином регионам после отмены налога на пользователей дорог, явно недостаточно для того, чтобы полноценно заниматься развитием дорожной сети. Москве, например, для этого нужно иметь каждый год денег вдвое больше нынешнего.

    - А платные дороги Москва не собирается строить?

    - Проработки на этот счет ведутся. Предложения от инвесторов, желающих вложить деньги, имеются. Правительство Москвы планирует рассмотреть их в течение первого квартала этого года.

    - И где же все-таки взять недостающие деньги?

    - В ближайшее время вместе с Минтрансом России правительство Москвы выйдет в Госдуму с конкретными предложениями по воссозданию дорожных фондов. Для этого регионам нужны реальные и твердые источники доходов. Я полагаю, что им можно, например, отдать НДС с объема топлива, реализуемого в каждом из регионов. Кто потребляет бензин, тот и получает налоги с его пользователей. Разве это не логично? Москве бы это добавило 10 миллиардов рублей. Есть и другие конкретные предложения. Надеюсь, что депутаты Госдумы прислушаются к ним и поймут, что это нужно не только городу, но и им самим - хотя бы для того, чтобы не застрять на полпути к Охотному Ряду.

    "Москва" - Манеж

    - Юрий Витальевич! С 1 января столица, как и все субъекты Федерации, потеряла право вкладывать деньги в реконструкцию памятников федерального значения, а значит, и в Манеж. Выходит, бросите стройку на полпути?

    - Невозможно бросить. В любом случае найдем способ, как закончить возрождение главного выставочного зала столицы, чтобы уже в обновленном Манеже отметить Международный день памятников истории, который празднуется 18 мая.

    - А какова судьба гостиницы "Москва"? В минувшую пятницу вокруг нее снова разгорелись страсти. Комитет по культуре Госдумы РФ критически отнесся к заявлению фракции "Родина", призвавшей поддержать инициативу Юрия Лужкова не строить копию снесенного щусевского отеля, а оставить на его месте красивую просторную площадь. СМИ же вдруг вновь начали писать о том, что строительство "Москвы" как ни в чем не бывало продолжается. Что же на самом деле происходит?

    - Строительные работы продолжаются в подземном пространстве, где в любом случае будет построен паркинг. Судьба же гостиницы "Москва" пока не решена. Что бы ни говорили депутаты, как и сказал мэр, решать ее будут москвичи.

    Поделиться