Невозможность удвоения ВВП в сроки, поставленные президентом, заставили российские власти сосредоточиться на не менее амбициозной цели - подавлении инфляции. С политической точки зрения постановка проблемы выглядит безупречно. Согласно многочисленным опросам общественного мнения, в глазах почти половины россиян снижение цен должно являться основной задачей властей. Однако известно, что выбор политически корректной цели не всегда означает успешное ее достижение, что стало очевидным к началу 2005 года. Продекларированное снижение инфляции до 10 процентов оказалось нереализованным. По данным Росстата, в минувшем году она достигла 11,7 процента. Официальные объяснения тому не так очевидны, как кажется.
Для оценки реальных факторов инфляции мы решили сравнить динамику номинальных доходов населения за одиннадцать месяцев 2004 года и рост цен. Ситуация выглядит следующим образом. За январь - ноябрь минувшего года среднедушевые денежные доходы в России выросли на 24,5 процента. И очень немногие ценовые показатели приближаются к этому уровню. Помимо цен на автомобильный бензин (33,6 процента), это лишь цены на жилищно-коммунальные услуги - 23,2 процента (рост цен на хлеб и мясо значительно отстает от них - 16,2 процента). А ведь цены ЖКХ - один из немногих конкретных параметров, реально контролируемых центром. По всей видимости, при анализе инфляционной ситуации чиновники не столько стремились найти реальные причины роста цен, сколько сбросить с себя ответственность. Последние встречи президента с руководителями "ЛУКОЙЛа" и "Газпрома" показывают, кто теперь реально отвечает за стабилизацию цен в стране.
Конечно, недавние заявления об отказе от сдерживания реального валютного курса рубля и приверженности жесткой бюджетной политике окажут свое благотворное влияние на ценовую ситуацию в стране, но только в перспективе. Для этого потребуется еще, чтобы валютный курс вплотную приблизился к значению около 27 рублей за один американский доллар. Ведь слишком дорогой рубль может убить не только инфляцию, но и рост в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности. Такую финансовую стабилизацию мы уже проходили в 1997-1998 годах.
Поэтому вопрос об оправданности подавления инфляции любой ценой остается открытым. В связи с этим весьма сомнительно стремление к инфляции в 7,5-8,5 процента, которых хотят добиться власти в 2005 году.
Впрочем, есть и другие факторы административного влияния, которые не позволяют надеяться на легкое решение инфляционной проблемы в текущем году. Согласно решениям правительства, с января 2005 года тарифы на газ вырастут на 23 процента, тарифы на железнодорожные перевозки - на 12 процентов. Свою роль в ускорении инфляционных процессов сыграет также увеличение с нового года ставок налогообложения нефтяной отрасли. Получается, что одной рукой мы стимулируем инфляцию, а другой сдерживаем ее.
В этой ситуации успех гонки за низкими цифрами индекса потребительских цен более чем проблематичен. Ну разве может быть низкой инфляция в стране, где цены в промышленности увеличиваются за год как минимум на 30 процентов. Причем весь этот инфляционный рост сосредоточен главным образом в топливно-сырьевом секторе, а не в продовольственном (хлеб, мясо), как уверяют власти. Так, в газовой промышленности цены за январь-ноябрь 2004 года выросли, по данным Росстата, на 87,9 процента. В черной металлургии - на 64,2 процента. Инфляция в нефтедобывающей промышленности составила 66,0 процента, в нефтеперерабатывающей - 57,7, в угольной - 49,6 процента. В итоге на долю ТЭК и сырьевых отраслей приходится 63,6 процента от всего прироста инфляции в промышленности.
Сырьевая направленность страны вносит свой инфляционный вклад и с другой стороны. Накачка страны деньгами через экспортные отрасли и тесно зависящий от них бюджет приводят к нарастанию дифференциации доходов населения. Неравномерность в росте покупательной способности отдельных групп вызывает разбалансированность спроса на потребительском рынке. Стремительно улучшающееся благосостояние работников экспортной сферы и чиновников приводит к увеличению их спроса на более качественные импортные товары из стран зоны евро. Стагнирующие же доходы в остальной экономике обеспечивают расширяющийся спрос на товары низшей ценовой категории, которые поставляют компании из Юго-Восточной Азии. И эта раздвоенность структуры спроса непрерывно ведет к образованию узких мест в рыночных отношениях, их локальному перегреву и, как следствие, росту цен.
Так что в ближайшие годы нам предстоит жить в условиях медленно растущей и нечуткой к антиинфляционным усилиям властей экономики. По нашим оценкам, в первой половине 2005 года инфляция в потребительской сфере составит 6,8 процента, в промышленности - 9,4 процента, агрегированный индекс инфляции, рассчитываемый нами, вырастет на 5,9 процента. Для справки: ВВП за этот же период увеличится на 5,1 процента.