По мнению менеджеров по персоналу большинства крупных компаний, многие их работники не используют свои законные каникулы полностью.
Эти сотрудники вообще игнорируют свое право на отдых, определенное Трудовым кодексом. Так, например, вместо положенных 28 дней отпуска люди по-прежнему отдыхают в среднем две-три недели в год.
Топ-менеджеры компаний тоже забывают использовать отпуска полностью. Они просто психологически не умеют отдыхать. Попытки руководства выгнать таких трудоголиков на несколько дней из офиса не всегда бывают успешными: люди оправдываются, что им хватает выходных дней.
Права россиян на оплачиваемый отпуск теперь расписаны в трудовом законодательстве детально. Как и обязанности работодателя: на компанию, которая больше двух лет не позволяла человеку отдохнуть, можно смело подавать в суд.
Однако специалисты все еще не уверены, изменится ли что-нибудь в компаниях, поощряющих трудоголиков, вроде бы добровольно годами не уходящих в отпуск.
По новому Трудовому кодексу российские компании живут уже больше года. Изменения в нем, касающиеся отпуска, состоят, в частности, в том, что каждому сотруднику положены 28 календарных дней отпуска вместо прежних 24 рабочих.
Исчисление отпуска в рабочих днях часто порождало путаницу: некоторые работодатели считали рабочей неделей шестидневку, другие - пятидневку. Работникам последних не повезло - их отпуск теперь сократился. Зато необходимость отправлять людей в отпуск теперь прописана законом жестче. Работодатель обязан ежегодно отправлять сотрудника на отдых, выплатив отпускные как минимум за три дня до этого. Дробить отпуск разрешается по такому принципу: надо взять две недели непрерывного отдыха, а остальной отпуск использовать как получится. Если у человека за годы работы в компании скопилось больше 28 календарных дней неотгулянного отпуска, то он может получить за них денежную компенсацию.
Заместитель генерального директора Координационного совета объединений работодателей России (КСОР) Сергей Луконин считает, что новая схема учета отпусков проще прежней. По его словам, ситуация, когда человеку не дают отпуск в крупной компании, невозможна.
Накопление неотгулянных дней невыгодно работодателю еще и потому, что нужно сохранять отпускные средства в резерве, а это плохо влияет на финансовые показатели. Вообще новая система позволяет делать выбор между отдыхом и деньгами. Впрочем, во многих компаниях эта свобода выбора, возможно, больше теоретическая. По данным PricewaterhouseCoopers, опросившей 46 иностранных компаний, работающих в России, почти половина из них (40 процентов) предоставляют сотрудникам четыре-пять дополнительных дней к положенному по закону отпуску. Пользуются ли они этой льготой, исследование не раскрывает.
Однако, по мнению экспертов, Трудовой кодекс вряд ли изменит схемы предоставления отпусков, сложившиеся в компаниях. Ведь эти вопросы обычно решаются по договоренности между работодателем и работником. Тем более что многие сотрудники сами заинтересованы годами не использовать отпуск.
В законодательстве даже появилась новая лазейка для трудоголиков. Дело в том, что теперь расчет отпуска ведется не в рабочих, а в календарных днях. Это позволяет планировать отпуск в выходные дни, в которые сотрудник и так отдыхает, а компании придется их оплачивать.
Как утверждают статистики, среди нас 10 процентов - трудоголики, которых мало интересует, сколько им платят, и 10 процентов тех, кто работать не будет никогда и ни за что. Основой любого цивилизованного государства являются оставшиеся 80 процентов, которые понимают, зачем они работают.
В западных фирмах учат в первую очередь четкости в работе и правилам постановки целей и задач. Работника, по их мнению, должен интересовать результат в определенное время, а не сам процесс, чем нередко грешат у нас. Не менее важно осознание степени собственной ответственности и твердости контролирующего органа над тобой - размытая у нашего работника грань. Если ты что-то обязан сделать, то делаешь это в срок и на 100 процентов уверен, что с тебя спросят.
Корпоративная культура во всех развитых странах уже давно сложилась в четкую систему. Например, в Японии человек, приходя на фирму стажером, по правилам хорошего тона должен работать там до пенсии, постоянно получая все более высокие позиции, и в конце концов достигнуть управляющей должности. Для США характерны бесконечный поиск места, более выгодного в материальном плане, и дух "свободной конкуренции", в которой не всегда есть место дружеским отношениям.
У нас труд строится на тесных межличностных отношениях. Довольно часто подчиненные и начальники друг другу друзья. И госаппарат, и бизнес насквозь пронизаны прочнейшими нитями неформальных связей, обеспечивающих быстрый карьерный рост и высокий уровень материального вознаграждения. Нормальной субординации в этой системе не существует. Для нас большое значение имеют псевдообщинные формы, позволяющие ощутить дух коллектива, - собрания, заседания, обсуждения. Все это создает комфортные условия для трудоголиков, которые своей деятельностью скрадывают порочность системы межличностных отношений.
Многие психиатры считают, что трудоголия - это болезнь. Трудоголик - это человек, для которого работа - все. При этом его почти не интересуют конкретные, практические результаты деятельности, они воспринимаются как своего рода "побочный продукт" работы, а весь интерес - в самом процессе.
Конечно, трудоголик будет заверять вас, что то, что он делает, важно для будущих поколений. Он скажет, что его деятельность несет в себе какой-то скрытый смысл, вообще необычайно важна или еще что-нибудь в этом роде.
С одной стороны, трудоголик бежит от реальной жизни со всеми ее радостями и невзгодами. С другой стороны, он бросается на дело, которое, как правило, нерешаемо или не может быть разрешено, потому что или слишком объемно, или слишком нереалистично. Причем чем сложнее эта задача, тем лучше, потому что тем большее количество энергии она способна поглотить. КПД трудоголиков обычно весьма невелик, но многим начальникам нравятся люди, которые допоздна засиживаются на своих рабочих местах.
В нашей стране трудоголиков никто не считал, но их, несомненно, много. Однако на Западе их еще больше. Как выяснилось в ходе специального международного исследования, по числу "законченных" трудоголиков первое место в мире занимают США (12,7 процента), на втором месте Япония (9,3 процента). Израиль занимает третье место в мире - 8,4 процента жителей еврейского государства проводят на рабочем месте по 60 и более часов в неделю.