Речь о возможности введения дополнительных поблажек зашла не случайно. Прежде всего, это позволило бы ослабить социальное напряжение, вызванное заменой льгот денежными выплатами. Напомним, что с января право бесплатного проезда в общественном транспорте сохранилось только у Героев Советского Союза, Героев России, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы, членов Государственного Собрания РФ, депутатов Государственной Думы России и их поверенных, а также военнослужащих органов Федеральной службы безопасности и сотрудников МВД, находящихся при исполнении служебных обязанностей. Причем для милиционеров одного документа недостаточно: если страж порядка находится при исполнении, то он должен быть в форме.
Остальные граждане просто обязаны платить за проезд. Льготы, как известно, не отменены, просто с января они трансформировались в ежемесячные денежные выплаты.
Как сообщил первый заместитель министра социальной защиты Татарстана Гумар Гарифов, в 2005 году только на компенсацию расходов, связанных с проездом в общественном транспорте, льготникам в бюджете Татарстана предусмотрен один миллиард двести девяносто тысяч рублей. Материальная помощь за счет республиканской казны полагается пятистам тысячам жителей. Кроме того, Правительство Татарстана приняло решение поддержать пенсионеров, чей трудовой стаж составляет свыше двадцати лет - для женщин и двадцати пяти - для мужчин. Специально на проезд в городском общественном транспорте им станут выдавать по сто рублей в месяц.
По официальным данным, без государственной поддержки остаются 186 тысяч пенсионеров. Однако в числе недовольных оказались не только они, но и те, кому затраты на проезд возмещает государство. А произошло это, по мнению работников транспортного цеха республики, прежде всего потому, что не все льготники получили единовременные денежные выплаты.
- Я лично побывал в десяти сельских районах Татарстана, там все льготники уже получили деньги, - утверждает Гумар Гарифов. - Хуже обстоят дела в городах. Но я уверен, что и там, в течение января компенсации будут полностью выданы.
Но пока этого не случилось, руководство отдельных городов республики пошло на уступки. К примеру, в Нижнекамске приняли решение возить пенсионеров бесплатно. Местные власти намерены компенсировать транспортникам убытки в размере 10 миллионов рублей. Аналогичное решение, по словам вице-премьера РТ, министра транспорта и дорожного хозяйства республики Владимира Швецова, зреет и в автограде.
- Было бы неправильно отказываться от денег, - проинструктировал подчиненных министр. - Но подобные решения должны быть подтверждены деньгами, чтобы не получилось, как в Набережных Челнах. В прошлом году транспортники недополучили двенадцать миллионов рублей.
Сейчас, как никогда, работникам отрасли приходится считать каждую копейку. Ведь как показали первые десять дней января, во многих городах сократился пассажиропоток. К примеру, в тех же Челнах, он составил всего 86 процентов. Работники отрасли опасаются, что благое начинание может обернуться для них убытками. Поэтому-то и встал вопрос о возможном предоставлении скидок пенсионерам.
- Приходится бороться буквально за каждого пассажира, - заявил первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азат Галиахметов. Но тут же уточнил, что не все средства хороши. К примеру, бурю недовольства у работников транспорта вызвало решение альметьевских руководителей о снижении платы за проезд. Предельно допустимые тарифы были установлены Кабинетом министров Татарстана в июле 2003 года. Распоряжение Правительства республики никто не отменял. К тому же транспортники давно хлопочут об обратном. В связи с ростом цен на бензин (в прошлом году он подорожал почти вдвое), как, впрочем, и на дизельное топливо, и необходимостью повысить зарплату работникам отрасли на пятнадцать процентов себестоимость пассажирских перевозок в «пазиках» составляет уже почти десять рублей. А пассажиров в маршрутках возят пока за семь. Уже убытки! Тем не менее, роста тарифов, планировавшегося на январь, в этом квартале не будет. Три первых месяца года плата за проезд в городских трамваях, троллейбусах, автобусах и маршрутках останется неизменной. Недопустимо, считают специалисты, и самовольное понижение тарифов. Поддержать пассажиров можно и другими способами.
Самый привлекательный из них, по мнению господина Галиахметова, продажа проездных билетов по льготной цене. В некоторых городах и районах республики пенсионеры и студенты уже могут приобрести их вдвое дешевле. Другой вариант - постепенная замена автобусов большой вместимости - на автобусы малой и очень малой вместимости. Не запрещается и корректировка маршрутов. Впрочем, кое-где она уже произошла. По данным специалистов, за первую декаду января количество рейсов автобусов пригородного и междугороднего сообщения сократилось примерно на десять процентов. Случилось это, подчеркнул Азат Галиахметов, исключительно из-за уменьшения пассажиропотока. Перед работниками отрасли поставлена задача сохранить объем пассажирских перевозок.