Опасная эта служба
Жизнью едва не поплатился начальник Балтасинского райохотнадзора в ходе операции «Зимняя охота - 2004-2005». На его просьбу предъявить документы 65-летний браконьер из села Каменный Ключ, что в Кировской области, ответил выстрелом. Картечь угодила в бедро. Неоднократно привлекавшийся к ответственности за незаконную охоту пенсионер приговорен к трем годам лишения свободы условно. Районный суд квалифицировал его действия как «нанесение телесных повреждений средней тяжести». Однако коллеги пострадавшего сочли приговор слишком мягким и подали жалобу в Верховный суд Татарстана.
Это не единственный факт нарушения уголовного кодекса, зафиксированный охотоведами в прошлом году.
Зверье под защитой милиции
По словам руководителя департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Минэкологии и природных ресурсов РТ Андрея Калайды, в прошлом году выявлено 450 нарушений, 120 из них - в рамках операции «Зимняя охота» . Причем непосредственно нарушения правил охоты на копытных зафиксированы в 305 случаях, остальное - так называемые «сопутствующие» грехи. К примеру, охотоведы вместе с милиционерами выявили три факта незаконного хранения, ношения и использования оружия. Задержаны восемь браконьеров-рыбаков. К ответственности привлечены более четырехсот пятидесяти нарушителей. Общая сумма штрафов, наложенных в прошлом году, превысила 260 тысяч рублей. Предъявлено исков более чем на 48 тысяч рублей. Конфисковано мяса копытных на сумму свыше 49 тысяч рублей. Изъято 57 ружей, в том числе тринадцать - по решению суда.
По словам начальника отдела охраны растительного, животного мира и заповедного дела Минэкологии и природных ресурсов республики Михаила Горшкова, в прошлом году приятно удивила экологическая милиция. Стражи порядка выявили почти вдвое больше правонарушений, чем в 2003 году. Специалисты не исключают, что таким образом сказалась техническая учеба, которую организовали для милиционеров сотрудники Минэкологии.
Между тем, как сообщил главный охотовед управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных РТ Александр Ямов, численность копытных в Татарстане остается стабильной. По официальным данным, в прошлом году в лесах республики обитало четыре тысячи лосей и более двух тысяч трехсот кабанов. И специалисты считают, что это оптимальное количество. Оно дает возможность ежегодно открывать охоту на копытных: по лицензиям отстреливается примерно по 400 лосей и 250 кабанов в год.
- В восьмидесятые уничтожали до четырех с половиной тысяч лосей за год, - говорит руководитель республиканского департамента лесного хозяйства Николай Кузнецов. - Это была вынужденная мера. Они наносили вред растительности. Нам приходилось списывать массивы лесных культур.
Иное дело - косули. Это нежное животное все реже встречается в Татарстане. Косули чаще всего становятся добычей волков, бродячих собак и браконьеров. По подсчетам, их в здешних лесах всего 440 голов. Интересно, кто и каким образом это установил? Как выяснилось, численность тех или иных животных определяется с помощью методики, признанной одной из лучших в мире. Это так называемый зимний маршрутный учет, к которому охотоведы приступят через несколько дней.
Беда приходит из леса
Будут сосчитаны не только копытные, но и главные распространители бешенства - волки и лисицы. К счастью, случаев этого заболевания в прошлом году в республике выявлено не было. Но опасность заражения им существует. Еще свежа в памяти трагедия, произошедшая в 2003 году в Муслюмовском районе Татарстана. Там от многочисленных укусов бешеного волка скончалась женщина. Поэтому охотоведы регулярно производят отстрел хищников. Впрочем, объектами «чистки» становятся не только рыжие и серые, но и «заблудившиеся» в охотничьих угодьях бродячие собаки, представляющие угрозу для мелких зверьков. Только в прошлом году в лесах было поймано более семи с половиной тысяч «четвероногих друзей».
Не стреляйте в городе
По словам охотоведа Ямова, специалистов управления часто пытаются привлечь к отстрелу бродячих собак в городах. Но они уклоняются, как могут. Во-первых, потому что это противоречит административному кодексу. А во-вторых, слишком уж рискованное занятие. Например, в 2001 году в Лениногорске во время отстрела бродячих собак случайно была убита женщина. И хотя в компетенцию Минэкологии Татарстана городские четвероногие бомжи не входят, специалисты ведомства неоднократно выходили во властные структуры с просьбой разработать специальную программу и определить источники финансирования отлова бродячих собак. Но воз и ныне там.
Синдром незаряженного ружья
Охотоведам же достаточно своих проблем. Средств на отстрел диких животных катастрофически не хватает. Случается, что некоторые главы городов и районов подкидывают деньги хотя бы на покупку патронов. Но чаще и такая мелочь становится проблемой. В прошлом году управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных РТ просило экологический фонд республики отписать полтора миллиона рублей. Однако якобы выделенные средства, по словам Александра Ямова, ушли не по назначению.
Но несмотря на это, специалисты уверены, что работа по наведению порядка в лесах будет эффективной. И во многом этому способствует проведение традиционных операций «Зимняя охота» и «Ель».