20.01.2005 05:00
    Поделиться

    Правительство пересмотрело закон о замене льгот

    Вчера министр финансов Алексей Кудрин на селекторном совещании, посвященном транспортной проблеме, сообщил, что правительство существенно скорректировало механизм реализации Закона о льготных выплатах. По его словам, регионы не предвидели позицию меньшинства пенсионеров, причем той их части, которая выпала из поля действия 122-го федерального закона. То есть люди раньше пользовались бесплатным проездом, но теперь их просто лишили этого права.

    "Эта небольшая часть пенсионеров сказала, что недостаточно иметь право ездить на одном виде транспорта по льготной цене, необходимо вернуть льготный проезд на все виды транспорта, и по просьбе этой группы вводится решение о едином проездном документе. Это корректировка первоначальных планов, которая делает более мягким переход на окончательную монетизацию льгот", - признал Кудрин.

    На территории субъектов планируется ввести так называемый единый социальный проездной документ, цена которого не может быть выше транспортной составляющей ежемесячных денежных выплат, финансируемой за счет регионов. Во всяком случае, такое пожелание есть непосредственно у министров. При этом регион должен обеспечить одинаковые условия, стоимость и порядок приобретения всем без исключения категориям льготников: как местным, так и федеральным.

    Окончательную же стоимость проездного документа регионы вправе устанавливать сами.

    Если она окажется выше, чем соответствующая выплата льготнику, то разница будет компенсирована за счет бюджетов: федеральные льготники получат дополнительные средства от правительства, а региональные - из местных бюджетов. Если же вдруг регион заявит цену ниже компенсационной выплаты, что неизбежно приведет к убыткам транспортных предприятий, то государство за каждый приобретенный льготником федеральный единый будет доплачивать треть стоимости проездного документа.

    Судя по прошедшему совещанию, регионам в общем и целом эта идея понравилась, хоть она и потребует дополнительных затрат в том числе и от региональных бюджетов. Но неувязки и непонимание по-прежнему остаются. И в первую очередь они касаются возможной стоимости единых проездных для льготников.

    Едва ли эти цифры соответствуют действительности. Как отметил министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, во многих регионах в стоимость наверняка включили долги прошлых лет. К тому же не исключены обыкновенные спекулятивные настроения. Причем он, тактично извинившись, буквально "сдал" Ленинградскую область, которая заявила ему, что 100 рублей с каждого льготника им предостаточно. Пожалуй, что и пенсионеров, и правительство эта сумма устроила бы.

    На самом деле справедливая стоимость транспортного обслуживания лежит где-то посередине. Но из-за отсутствия четких принципов исчисления тарифов вывести ее сейчас невозможно. Поэтому регионы ждут, что скажет федеральный центр, а Москва в ответ предлагает субъектам самим определять цену, исходя из собственных пожеланий и местных реалий.

    Нерешительность региональных властей понять можно - они оказались как бы между молотом и наковальней. С одной стороны, низкие тарифы приемлемы для льготников и правительства и могут прекратить митинги и пикеты пенсионеров. С другой стороны, транспортная система по всей стране находится в печальном состоянии, средств на ее финансирование у властей нет, и справедливые рыночные цены могли бы хоть как-то исправить положение. Но тогда местным бюджетам придется самостоятельно, без помощи Москвы покрывать дополнительные многомиллионные затраты.

    Еще одной головной болью субъектов стала та часть пенсионеров, которые раньше свободно пользовались бесплатным проездом, но выпали из поля зрения закона. К этому моменту разговор пошел тяжелее. "Кто нам поможет с теми 500 тысячами, которых вы выкинули из закона и сбросили на нас?", - настойчиво интересовался Краснодарский край. По словам его представителей, эти люди дружно выходят на улицы и еще ведут за собой тех, кто уже получил компенсации. Глава минфина предложил краю выдать пока что этим людям единые проездные, но в будущем и их следует проводить через систему компенсаций. "Надо искать средства", - заключил Кудрин, отметив, что от дотаций регионам никто не отказывался и часть затрат можно будет учесть в финансовой помощи.

    Что касается тех регионов, где власти решили в экстренном порядке сохранить натуральный вид льгот, то им все равно в скором будущем придется перевести льготников в рамки закона, делать это постепенно и аккуратно. Конечно, в будущем тарифы будут повышаться, но вместе с этим правительство обещает увеличивать и доплаты.

    В подспорье пенсионерам станет намеченное повышение размера базовой пенсии. Как сообщил Михаил Зурабов, с 1 марта она достигнет 900 рублей, минимальный размер надбавки - 240 рублей, а в некоторых случаях - 700-800 рублей. Так, прибавка к пенсии для инвалидов первой группы составит 480 рублей, столько же для граждан старше 80 лет. Еще больше будут получать пенсионеры, "обремененные иждивенцами".

    Поделиться