20.01.2005 08:00
    Поделиться

    Сергей Степашин: конфликта вокруг СП нет

    Заявление на имя президента страны Степашин подал еще в середине декабря прошлого года. Но "утечка информации" случилась спустя месяц. О своем решении глава СП сам рассказал почему-то только 18 января, когда встречался с депутатами фракции "Родина".

    На этот счет сразу же появилось несколько версий. И поводов было найдено предостаточно. Одни заговорили, что до этого Степашина довели олигархи, которые как черт ладана боятся официального слушания знаменитого доклада главы СП об анализе итогах приватизации 1993-2003 года (об этом документе "РГ" подробно писала 20 декабря 2004 года). Речь шла о том, что за 10 лет федеральному бюджету был нанесен ущерб более 905 млрд. рублей. Но главное в докладе -это, конечно, выводы. Во-первых, что "недостаточность и неполнота законодательной базы не является основанием для отмены либо пересмотра итогов приватизации". Во-вторых, что "необходимо в судебном порядке обеспечить восстановление нарушенных прав законного собственника - государства".

    Однако официальное представление доклада СП об итогах приватизации трижды откладывалось. Наконец сам Степашин назвал новый срок своего выступления перед депутатами Госдумы - март-апрель 2005 года. Но тут же оповестил о своей отставке.

    Вторая версия "ухода Степашина" как раз связана с тем, что произошло все это во фракции "Родина". Дескать, глава СП решил окунуться с головой в политику и, возможно, баллотироваться на следующих выборах в Госдуму. А "Родина" выбрана столь "громкой" площадкой для заявления об отставке потому, что Степашин намерен уйти в конструктивную оппозицию нынешней власти. Тем более что последний год он не стеснялся, критикуя деятельность правительства и предрекая серьезные последствия от неправильно избранного курса - как экономического, так и связанного с реформой социальных льгот.

    Третья версия - личная. Мол, устал Сергей Вадимович от всей этой ответственности и борьбы. Ведь он не только председатель Счетной палаты, но и президент Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ), а также возглавляет Российский книжный союз. Все эти посты требуют серьезного напряжения, частых командировок. Но, в конце концов, Степашин - доктор юридических наук. Тема его диссертации - "Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации". Вот и решил он с головой уйти в науку, тем более что материалов для новых исследований у него предостаточно. По крайней мере наконец-то появится время, чтобы смотреть все футбольные матчи любимой питерской команды "Зенит".

    Что здесь правда, а что - вымыслы? Вчера управление информации и общественных связей Счетной палаты распространило следующее сообщение: "Решение Сергея Степашина не связано с вопросом об итогах приватизации за период 1993-2003 гг. Государственная Дума рассмотрит Отчет о работе Счетной палаты за 2004 год вместе с аналитической запиской по вопросам приватизации в марте текущего года".

    И, судя по интервью, которое Степашин дал одному из информагентств "никакой конфликтной ситуации вокруг Счетной палаты России нет". И его заявление об отставке "связано с необходимостью реализации норм нового федерального закона". 3 декабря 2004 года вступил в силу федеральный закон, вносящий изменения в процедуру формирования СП. "В соответствии с новым порядком, - объяснил Степашин, - кандидатуры для назначения на должности председателя и заместителя председателя Счетной палаты вносятся соответственно в Госдуму и Совет Федерации Федерального собрания РФ президентом России".

    "Переход на новые принципы формирования Счетной палаты позволит мобилизовать существующий кадровый и ресурсный потенциал для того, чтобы в кратчайший срок сделать систему государственного контроля адекватной новой концепции составления и реализации бюджета, ориентированного на результат... Позволяет повысить эффективность деятельности этого конституционного органа, укрепить единство системы государственного финансового контроля в стране".

    В такой ситуации, сказал Степашин, его заявление и заявление заместителя председателя СП об отставке направлены на скорейшую реализацию новых законодательных норм. И дают возможность главе государства и парламенту в оптимальные сроки сформировать по-новому руководство Счетной палаты и обеспечить легитимность решений главного контрольного ведомства страны.

    Получается, что прошение об отставке в данном случае - лишь формальная процедура. По новой версии Закона "О Счетной палате РФ", СП теперь, по сути, приравнивается к статусу федерального министерства. Кандидатуру председателя по-прежнему назначает Госдума на 6 лет, но по представлению президента. Имя своего кандидата глава государства должен назвать депутатам не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего председателя СП. Кстати, срок Степашина заканчивается 19 апреля 2006 года. И получалось, что все ведомство должно было жить более года уже по новому закону, а его глава - избран по старому.

    В случае же досрочной отставки - президент может внести свою кандидатуру на пост главы Счетной палаты в двухнедельный срок после того, как она будет принята Госдумой. Вот, собственно, и вся интрига на момент подписания этого номера. Будем следить за событиями.

    Главное, чтобы все это не отразилось на работе Счетной палаты. Пока никаких признаков "чемоданного настроения" не наблюдается. Аудиторы готовятся к массированным проверкам исполнения законов по реформе льгот, проводят плановые контрольно-ревизионные мероприятия. Вчера же Сергей Степашин встречался с ветеранами, с теми, кто работал в этом ведомстве в прежние годы - на следующей неделе у Счетной палаты РФ юбилей - ей исполняется 10 лет. Ожидаются праздничный ужин и концерт.

    Как назначают главу Счетной палаты

    Председатель СП назначался на должность сроком на 6 лет.

    По Федеральному закону от 1 декабря 2004 года N145-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате РФ" председатель СП "назначается на должность Государственной Думой по представлению президента Российской Федерации".

    "Предложения о кандидатах на должность председателя Счетной палаты могут вноситься президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Кандидатуру для назначения на должность председателя Счетной палаты президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности председателя Счетной палаты президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

    В случае отклонения предложенной на должность председателя Счетной палаты кандидатуры президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру".

    "Представления об освобождении от должности председателя Счетной палаты и должности заместителя председателя Счетной палаты вносит в соответствующие палаты Федерального Собрания Российской Федерации президент Российской Федерации".

    Кто может стать председателем СП

    Гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

    Он не должен состоять в родстве с президентом страны, спикерами Госдумы и Совета Федерации, главой правительства, руководителем администрации президента, Генеральным прокурором, председателями Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда.

    Поделиться