Идея вроде бы красивая - связать горные курорты Северного Кавказа с побережьем. Конечно, до Черного моря с выходом к Сочи можно добраться и иным путем. Но очень уж хочется «срезать», выбрав дорожку покороче. В Минтранс России на рассмотрение отправили аж девять вариантов строительства трассы через горы. Но предпочтительными назвали те из них, которые проходят через земли Кавказского государственного биосферного заповедника – так дорогу можно сократить на 100, а по некоторым вариантам и на 200 километров. Проект, разумеется, архидорогой: горы-то не свернешь. И тоннели надо пробивать, и эстакады возводить, и много еще чего делать, чтобы уберечь трассу от горных катаклизмов.
Скажем, по одному из вариантов, тоже из числа предпочтительных для дорожных строителей, на территории заповедника нужно проложить два тоннеля общей протяженностью свыше 12 километров. Чтобы понять, что это такое, надо с чем-то сравнить. А сравнить есть с чем: сегодня в районе Красной Поляны строится тоннель протяженностью два с лишним километра. С вводом в эксплуатацию он станет самым длинным автодорожным тоннелем в России. Строят его уже давно, проектировщикам и проходчикам пришлось решить немало инженерно-геологических проблем. И даже при всем внимании руководства страны к развитию краснополянского комплекса и определенных приоритетах, здесь не раз испытывали дефицит финансирования. А тут более 12 километров подземных трасс и коммуникаций! Да где - в скальных породах. Замах богатырский...
Впрочем, речь даже не об этих грандиозных и дорогостоящих идеях. Дело вот в чем: чтобы двинуть эти варианты через заповедные горы, нужно ни много ни мало изменить федеральное законодательство. Иначе как быть со статусом особо охраняемой территории? Там ведь любая хозяйственная деятельность запрещена, а тут на тебе - целая магистраль, которая, естественно, потребует и создания обслуживающей ее инфраструктуры. Но самое интересное, что по установившейся уже недоброй традиции просто игнорируют сам заповедник при рождении очередных масштабных замыслов.
- Конечно, мы слышали об этих планах, хотя официально на ученом совете они у нас не обсуждались, а я как заместитель директора заповедника по науке никаких бумаг на сей счет не получал, - рассказал корреспонденту «РГ» доктор биологических наук Борис Туниев. - Мнение наших специалистов и мое мнение тоже - любой из вариантов строительства автомагистрали через заповедник означает его смерть. Немногим лучше и другие планы - проложить трассу по территории Сочинского национального парка. У нас много негативных примеров - Рица, Теберда... Там дикой природы уже нет. Можно сохранить растительность, но гибель крупных млекопитающих произойдет неизбежно, даже при самом щадящем варианте.
При этом любой, даже самый мягкий, вариант связан с созданием полосы отчуждения, строительством автозаправок, сервиса, кафе и еще много чего. И копытные, и хищники, и крупные птицы в такой среде жить не могут. К примеру, орлы-бородачи не выносят никакого постороннего шума, они не гнездятся в таких местах. На всем европейском континенте резервата дикой природы, подобного Кавказскому заповеднику, нет. Конечно, надо бить тревогу, делать какие-то упреждающие шаги. Иначе и ЮНЕСКО нам не поможет - они просто внесут Россию в список нарушителей и выбросят заповедник из списка объектов Всемирного природного наследия. Лучше бы строители занялись реконструкцией существующих трасс, в том числе и через Шаумяновский перевал, где простаивает недостроенный тоннель.
В Сочи все проекты короткой дороги через перевалы Кавказа многие называют не иначе как «ковровой дорожкой для боевиков». И это не упражнения в остроумии: можно вспомнить молниеносные марши-броски вооруженных бандформирований на Буденновск и совсем недавние - в Северную Осетию и Ингушетию. Что ж, и эту опасность, помимо прямого ущерба уникальной природе Западного Кавказа, тоже со счетов сбрасывать не стоит. В случае, если дорожные идеи реализуют, от нестабильных регионов крупнейший российский курорт будут отделять менее трехсот километров.
Что может остановить непродуманные решения, которые обойдутся в копеечку, однако не гарантируют экономического эффекта (достаточно сказать, что высокогорная трасса на высотах свыше двух тысяч метров несколько месяцев в году будет непроездной из-за снежных заносов) и к тому же чреваты необратимыми процессами? Экологи считают, что начать нужно с общественной экспертизы. Кстати, на государственную экологическую экспертизу дорожные строители Карачаево-Черкесии уже отправили шестой вариант трассы (Черкесск - Псемен - Рожкау - Дамхурц - долины рек Дамхурц и Цахвоа - озеро Кардывач - Энгельмановы поляны - Красная Поляна - Адлер), который проходит по наиболее ценным южным участкам заповедника. Пока дело не выгорело: госэкспертиза «завернула» проект на доработку. Тем не менее это не означает, что он ляжет под сукно: заинтересованные лица продолжают теребить инстанции и инициируют различные совещания по этому поводу. Поэтому общественные организации, озабоченные охраной природы, готовят ответные шаги.
- В ближайшие дни мы подадим заявку на проведение общественной экспертизы обоснования инвестиций в этот амбициозный проект, - сообщил координатор экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха. - Свое согласие войти в состав экспертной комиссии уже дали известные ученые, и мы думаем, что их авторитетное мнение позволит скорректировать выбор трассы планируемой автодороги. Кроме того, мы, безусловно, обратимся к экологическим организациям мира, поскольку угроза для Кавказского заповедника - это далеко не внутрироссийское дело. Надо понимать, что объекты общемирового значения нуждаются и в международной защите.
«Зеленые» надеются на прецедент: ведь первые попытки, возникшие еще несколько лет назад, когда трассу хотели вести из Майкопа, окончились ничем. Кстати, не без участия общественности. Стоит вспомнить и более ранний опыт: почти сорок лет назад ученые Академии наук СССР категорически высказались даже против самой идеи строительства подобных трасс через нетронутые природные массивы Кавказа. И их послушали. Прислушаются ли к мнению научных авторитетов сегодня?