Два дня, проведенные на Первом национальном конгрессе по социальной психиатрии, еще раз убедили: мы живем в безумном мире, от которого не убежать, не спрятаться. В работе конгресса участвовали представители многих стран: 400 миллионов человек на земном шаре страдают психическими расстройствами, на которые приходится 12,3 процента преждевременных смертей.
Не радует и прогноз экспертов Всемирной организации здравоохранения: в ХХI веке все большее влияние на психическое здоровье населения будут оказывать стрессы. А уж стрессов, как говорится, нам не занимать: они на каждом шагу, они - неотъемлемая часть нашей жизни. В России показатели заболеваемости психическими расстройствами за последние десять лет увеличились на 41,5 процента. Воистину наше психическое здоровье - индикатор интеллектуального и нравственного состояния общества, его духовного потенциала. Закономерно, что проблемы социальной психиатрии всерьез стали волновать не только психиатров и психологов, но и представителей министерства обороны, образования, юстиции...
- Сегодня, - говорила, открывая конгресс, его президент академик РАМН Татьяна Дмитриева, - социальная психиатрия и психология востребованы как никогда. И надо дать рекомендации обществу, каждому человеку, чтобы не просто выжить - не сойти с ума.
Именно каждому человеку. А как иначе? Вот выступал на конгрессе главный психиатр и главный нарколог Москвы профессор Владимир Козырев. Он говорил о забытых родными стариках, о беспризорных ребятишках, о том, что они - объекты социальной психиатрии. Откуда они? Почему? Все зависит от биологии? Беспризорники родом из семей алкоголиков или наркоманов? Да, многие и по сей день считают, что все зависит от наследственности. Но вот великий Кох, который открыл причину туберкулеза, - ту самую палочку Коха - считал, что туберкулез - заболевание социальное. И теперешнее шествие этой самой палочки по планете доказывает правоту ученого.
Психические заболевания начинают обгонять сердечно-сосудистые, онкологические. А все потому, что все чаще психозы и стрессы становятся отправной точкой в развитии соматических недугов. Время диктует: в каждом стационаре должно быть психико-психологическое подразделение, а в каждой поликлинике - такой кабинет. Пока этого повсеместно нет. А что есть?
В 2003 году в России погибло 60 тысяч самоубийц. Не все они страдали психическими заболеваниями, но совершенно очевидно, что в момент суицида они не были адекватны. В том же году из Вооруженных сил из-за психических заболеваний уволилось 47,8 процента срочников и 4,8 процента контрактников.
Говорят, не приведи господь жить в эпоху перемен. Но сложилось так, что именно в такую эпоху мы живем. Наверное, для истории эта наша жизнь - некий миг. Но это наш миг. И в этот миг происходит Беслан. Он в прошлом? Для психиатров и психологов он по сей день, он надолго. Это кропотливая индивидуальная работа и с теми, кто был в заложниках, и с теми, кто потерял там близких, и с теми, кто был просто зрителем случившегося. Вторичные жертвы катастроф - так это называется, и нужно искать пути вывода из этого мучительного состояния.
Конгресс, посвященный психическому здоровью. Но постоянно с его трибуны говорили о том, как оно связано с безопасностью в обществе. И не раз в разных выступлениях, а не только в выступлениях представителей Украины, говорили о событиях, вот уже столько времени сотрясающих это государство. Уже сейчас психиатры прогнозируют их последствия.
Только что посмотрела фильм Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн". И это, признаюсь, стало для меня неким продолжением конгресса психиатров. Потрясает судьба героя фильма юного Павлика, жизнь которого сломала Чечня. Не потеря глаза - именно потеря жизни, чеченский синдром, с которым само существование в обществе невыносимо. А ведь буквально накануне я слушала на конгрессе специалистов Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского о том, что в последнее десятилетие в России растет преступность несовершеннолетних - она выше, чем преступность среди взрослых. У этой преступности все чаще перекос в сторону криминальной активности девочек-подростков: каждый третий привлеченный к уголовной ответственности подросток - девочка. И тут прогноз более чем мрачный: к 2006 году подростковая преступность в России вырастет на 27 процентов. Это не норма, это патология психики. Тут еще надо учесть, что количество самих подростков в нашей стране снижается, а это значит... В вашей семье есть дети, внуки, правнуки? Будьте бдительны! Они чрезмерно капризны? Они где-то пропадают целыми днями? Они нюхают клей? Они неоправданно агрессивны? Они совершенно пассивны? Их ничего не волнует? Самое время заволноваться вам. Все мы родом из детства, наши болячки, в том числе и психические, очень часто родом оттуда же.
Дети и подростки, говорилось на конгрессе, обладают повышенным риском становиться жертвами сексуального насилия. Статистические данные свидетельствуют: среди всех потерпевших от насильственных преступлений подростки составляют десять процентов, при сексуальном насилии они становятся жертвами в сорока процентах случаев. Как правило, такое не проходит бесследно для психики. Да, делают единодушный вывод ученые и практики, нужно совершенствовать профилактическую работу по предотвращению и защите детей от сексуального насилия, необходимы дифференцированные психокоррекционные и лечебно-реабилитационные мероприятия.
Причем все эти болячки не имеют границ, точных географических адресов. Вот специалисты из Саратова рассказывают о том, что одно из ведущих направлений оказания психосоциальной (консультативной, терапевтической, коррекционной, реабилитационной) помощи и правовой поддержки - это помощь детям, оставшимся без попечения родителей, детям, которые воспитываются в учреждениях интернатного типа, сиротам, детям, которые передаются под опеку и усыновление.
Шизофрения, галлюцинации, агрессивное поведение среди больных раком предстательной железы, суициды, отказы от лекарственной терапии, гнев и хроническая боль, агрессивное поведение и депрессия... Все это и многие иные аспекты нашего психического здоровья, методы диагностики и лечения были предметом не всегда спокойных обсуждений, полного и безоговорочного единогласия - уж очень все это больно, очень актуально. А главное, далеко не всегда есть условия, которые могли бы улучшить ситуацию. Наша бедность, наша правовая неразбериха, наше повсеместное недопонимание того, что с нами происходит...
На конгрессах не делаются открытия. Но практических рекомендаций, основанных на отечественном и зарубежном опыте, конгресс предложил немало. Рецепты выписаны. Желательно, чтобы они не остались только на бумаге...