Телеэфир 21 января

"Пиросмани" *** ("Культура", 11.00).

Биографический фильм с элементами притчи о грузинском художнике-самоучке, который вошел в число самых известных в мире мастеров "наивного искусства". Картина посвящена не столько перипетиям его непростой судьбы, сколько его уникальному художественному миру. Роль Пиросмани сыграл грузинский художник-авангардист Автандил Варази. Снимались также Давид Абашидзе, Зураб Капианидзе. Премия "Золотой Хьюго" на международном кинофестивале в Чикаго. Режиссер - Георгий Шенгелая, Грузия, 1969.

"Землетрясение" (Nature Unleashed: Earthquake) ** (RenTV, 20.00).

Американский инженер Джош получает задание проинспектировать русскую атомную станцию. Там работает его бывшая жена, с ней живут его дети-подростки. Герой летит в Россию и обнаруживает, что легкое землетрясение, недавно потревожившее ядерный реактор, может повториться уже в катастрофическом масштабе. Реактор можно бы затопить, но тогда попутно будет затоплен местный метрополитен. Фильм, навеянный воспоминаниями о Чернобыле, умноженными на страхи по поводу современной России, неспособной контролировать остатки былой мощи. Снимались: Финтан Маккеон, Джасинта Малкэхи. Режиссер - Тибор Такач. Канада - Великобритания - Литва, 2004.

"Репетиция оркестра" **** ("Культура", 22.45).

Продолжение ретроспективного показа фильмов Федерико Феллини, посвященного 85-летию мастера. Грандиозная метафора политических катаклизмов, завершившихся концом света. В средневековой римской часовне под бдительным оком телекамер репетирует симфонический оркестр. В паузах музыканты обсуждают текущие дела, рассказывают друг другу и телекамерам о первой встрече со своим инструментом. Временами слышен странный гул. Мирное течение репетиции постепенно накаляется, растет напряженность между оркестром и дирижером. Музыканты устраивают подобие политического митинга. А гул нарастает. Мы вдруг замечаем в дирижере фирменные замашки диктаторов и понимаем, что не случайно на эту роль Феллини позвал актера из Германии. Финал катастрофичен. Почти документальный фильм вырастает до мощного художественного обобщения, он - о политическом хаосе, тоталитарном насилии и разврате абсолютной власти. Это последняя работа в феллиниевском кино великого композитора Нино Рота, написавшего к фильму, вероятно, свою лучшую симфоническую сюиту. 1978.

"Эйр Америка" *** (Первый канал, 23.10).

Лаос 1969 года, идет необъявленная война. Лихие пилоты компании "Эйр Америка" за деньги готовы доставить кому угодно что угодно - свинину, рис, оружие, наркотики. Работа грязная и опасная, но это парней как раз и заводит: только у ангелов бывают крылья! В ролях самых отъявленных авантюристов Роберт Дауни-младший и Мел Гибсон. Режиссер - Роджер Споттисвуд ("Завтра не умрет никогда"). США, 1990.

"Магнитные бури" *** ("Россия", 23.25). Последняя по времени работа режиссера Вадима Абдрашитова, который в эти дни отмечает 60-летие. Это его 12-я картина, созданная в содружестве с драматургом Александром Миндадзе. Перед нами "новая Россия", где все еще идет кровавый передел собственности. Большой металлургический комбинат, который обеспечивает работой весь городок, лихорадит: криминал воюет за доходное место, рабочие бьются за рабочие места. Как всегда у этих авторов, картина эта не просто актуальна - она становится срезом современного российского общества в эпоху смуты.


Звездочки означают: **** - шедевр, *** - не пропустите,
** - если нечего делать, * - лучше погулять.