Как рассказал корреспонденту "РГ" главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, столичные власти предложили железнодорожникам: а почему бы не пустить по Малому кольцу дизельные электрички, как ходят сегодня по ней дизельные грузовые составы? И тогда вопрос о дорогостоящей электрификации отпадет сам собой. После некоторых размышлений Геннадий Фадеев, глава ОАО "Российские железные дороги", в принципе согласился с этим. Но окончательное решение будет принято на совместном заседании правительства Москвы и РЖД, которое состоится в ближайшее время. Если дизельные поезда получат поддержку, уверен Александр Кузьмин, никаких препятствий для запуска еще одного транспортного кольца по Москве не останется. "Построим платформы, закупим составы, и дорога готова", - сказал он корреспонденту "РГ".
Первый стартовый участок альтернативного "метро" сможет принять первых пассажиров уже в будущем году. А когда кольцо заработает в полную силу, то, по расчетам проектировщиков, им ежедневно будут пользоваться сначала 250 тысяч пассажиров, а через десять лет - до 900 тысяч или шестая часть нынешних пассажиров метрополитена. Другими словами, Малое железнодорожное кольцо фактически возьмет на себя роль второй кольцевой дороги, давным-давно необходимой городу для того, чтобы связать так называемый срединный пояс столичных районов, а соединившись с железнодорожными направлениями и линиями метро пересадками, и вовсе окажется прекрасным помощником уже давно задыхающейся подземке.
Малое кольцо - удовольствие не из дешевых. Еще несколько лет назад, чтобы приспособить его для пассажирского движения, по оценкам экспертов, требовался примерно миллиард долларов. Сегодня оно оценивается в сумму более миллиарда евро. Предполагается, что Москва и ОАО "РЖД" будут нести расходы пополам. Воодушевляет их в немалой степени полученное согласие на значительный кредит от Международного банка реконструкции и развития, уже не раз финансировавшего крупные строительные проекты в столице.
Между тем в самом начале существования кольца, построенного сто лет тому назад, пассажиры по нему уже ездили. Правда, лишь первые шесть месяцев после открытия движения. А потом пассажирские поезда окончательно уступили дорогу грузовым составам.
Использование дизельных перевозок, считают специалисты, в этом действительно сэкономит время, но придется потратиться на очень дорогие в обслуживании экологически чистые дизельные пассажирские поезда.
Зато, как рассказал "РГ" Александр Кисько, начальник отдела развития транспортных систем столичного департамента транспорта и связи, новые станции МЖК будут очень современными и красивыми, по типу вокзала, построенного в Мытищах к запуску скоростного проекта "Спутник". Впрочем, конкретных проработок - из какого материала построят платформы и какого цвета они будут - пока нет. Проектирование начнется лишь после подписания постановления правительства Москвы.
Зато известно, что в общей сложности на 54-километровом кольце разместятся 30 станций (кстати, изначально их было 15), причем 9 из них будут соединены со станциями метрополитена. Кроме того, планируются пересечения и возможность пересадок с кольца на практически все железнодорожные направления. В рамках программы предполагается построить 39 внеуличных пешеходных переходов, 30 из них тоннельные и мостовые, совмещенные с платформами. Для снижения шума от поездов власти намерены проложить бесстыковой путь, а жилые дома защитить от проходящих поездов шумозащитными экранами. Планируемая периодичность движения поездов - каждые пять минут.
Справедливости ради замечу, что будущая магистраль наземного скоростного транспорта не совсем круглой формы, скорее она напоминает кляксу. На юге проходит в пяти километрах от Кремля, а на северо-западе "оттягивается" до 12 километров. Кстати, строительство полноценных линий метрополитена такой же протяженности обошлось бы в три раза дороже.
Все работы, если будет выбран вариант с электрификацией, на МЖК будут проходить в несколько этапов и завершатся в 2010-2011 году. Первый пусковой участок - Канатчиково (это за Ленинским проспектом) - Пресня. Затем рельсы двинутся от Пресни примерно до Лихоборов. Далее - от Канатчикова до Черкизова, и от Черкизова к Лихоборам. На этом участке, кстати, предполагается строительство дополнительного третьего пути для того, чтобы появилась возможность организовать и грузовое движение, и пассажирское. Если же выберут "дизельный вариант", кольцо заработает в полном объеме гораздо быстрее.
Кстати, а что делать с грузовым движением - пока неясно. По словам Натальи Пашкаловой, пресс-секретаря Московской железной дороги, специалисты пытаются найти компромиссный вариант, с помощью которого удалось бы при введении пассажирского движения сохранить и объем грузовых перевозок. Убирать грузовые составы на Большое железнодорожное кольцо, расположенное в области, не выгодно ни самим железнодорожникам, ни Москве. Дело в том, что кольцо сейчас обеспечивает материалами многие стройки, идущие в радиусе МЖК. Сейчас же терять их не хочется вдвойне, так как недавно столичные власти запретили грузовикам въезжать в пределы Третьего транспортного кольца.
Кроме того, для того чтобы организовать полноценные грузовые перевозки, Большое железнодорожное кольцо нужно достраивать, что тоже требует, естественно, больших денег.
Выбор первого участка для строительства Канатчиково - Пресня далеко не случаен. Именно здесь железнодорожный путь соединяет строящийся деловой центр "Москва-Сити" и столичный аэропорт Внуково. Кроме того, у городских властей существуют планы связать также Сити с аэропортом Шереметьево. Клиенты и арендаторы офисов в деловом центре это наверняка оценят, и бюджет получит дополнительные ассигнования, которые в будущем позволят столице финансировать новые транспортные проекты. Ведь будущие башни Сити еще только строятся, а офисы в них уже вовсю расхватываются.
Есть еще один немаловажный фактор. Можно сказать, что стартовый участок лучше других подготовлен к запуску пассажирского движения именно в этом месте кольца. Дело в том, что при строительстве Гагаринского тоннеля, соединяющего Ленинский проспект и Третье транспортное кольцо, соединение с МЖК уже было заложено. Так что этот пересадочный узел уже почти готов.
Сколько будет стоить проезд на новом кольце, конечно же, пока говорить об этом рано. Тем не менее, как говорит Александр Кисько, есть надежда, что удастся сохранить примерно такую же стоимость, как и на общественном городском транспорте. Напомним, сейчас одна поездка в метрополитене обходится в 13 рублей, а на автобусе, троллейбусе и трамвае - 11. Ведь МЖК - это заранее социальный проект, не рассчитанный на получение гигантских прибылей. По крайней мере от перевозок москвичей. Дополнительные деньги, скорее всего, будут зарабатываться на освоении территорий, прилегающих к Малому железнодорожному кольцу. Эти земли и сейчас-то в цене, а после того как здесь появится полноценный и надежный транспорт, станут еще намного дороже.
Предполагаемые пересадки с МЖК на станции других видов общественного транспорта
1. На платформу "НАТИ" Октябрьской железной дороги.
2. На платформу "Окружная" Савеловского направления ж.д.
3. На станцию м. "Владыкино".
4. На станцию м. "Ботанический сад" и станцию монорельсовой дороги.
5. На станцию м. "Улица Подбельского".
6. На станцию м. "Черкизовская" и автовокзал.
7. На станцию м. "Измайловский парк".
8. На станцию м. "Шоссе Энтузиастов".
9. На платформу "Фрезер" Рязанского направления ж.д.
10. На станцию "Карачарово" Горьковского направления ж.д.
11. С одной из станций Курского направления.
12. С одной из станций Таганско-Кранопресненской линии метро.
13. На станцию м. "Автозаводская".
14. На станцию м. "Ленинский проспект".
15. На станцию м. "Спортивная".
16. На станцию м. "Кутузовская".
17. На проектируемую станцию мини-метро, проектируемую станцию скоростной системы "Шереметьево-Сити", на платформу "Тестовская" Смоленского направления ж.д.
18. На проектируемую станцию скоростной системы "Шереметьево-Сити".
19. На станцию м. "Войковская" и платформу "Ленинградская" Рижского направления ж.д.