По темпам вывоза бензина, мазута, дизельного и другого нефтяного топлива за последние полгода Россия оказалась в десятке стран - мировых лидеров. А на внутреннем рынке цены на бензин и другие нефтепродукты долгое время росли непрерывно. В некоторых же регионах чиновники и "нефтяные" бизнесмены заговорили даже о дефиците бензина, дизельного топлива, мазута, керосина...
Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике на днях согласилась с предложением Минфина России: пошлины на экспорт нефтепродуктов впредь не будут впрямую зависеть только от пошлин на вывоз нефти. По словам замначальника отдела таможенных платежей Минфина России Александра Саковича, "размер пошлины будет рассчитываться по разнице между фактической ценой нефти и необлагаемым минимумом в 109,5 доллара за тонну. Затем эту разницу умножат на коэффициент 0,32". А Сергей Игнатьев, глава Центробанка РФ, предложил полученную таким образом величину пошлины умножать на 0,7 - для мазута и на 1,3 - для остальных видов нефтяного топлива. Это предложение тоже принято. Окончательное решение правительство примет не позже февраля.
Напомним, что до августа прошлого года экспортные пошлины на нефтепродукты определялись в 90 процентов от налога на вывоз нефти. С 1 августа 2004 года "нефтяные" пошлины стали регулярно повышаться, что в принципе ограничивало вывоз и нефтепродуктов. Но мировые цены на эти товары резко пошли вверх и, по экспертным оценкам, сбыт бензина с мазутом и дизтопливом в дальнем зарубежье оказался, самое меньшее, вдвое выгоднее, чем на внутреннем рынке. Потому и стал быстро расти экспорт российских нефтепродуктов - намного быстрее, чем вывоз нефтяного сырья. Но, похоже, именно вывоз продуктов его переработки приостановил их дорожание в России в зимний период. Проще говоря, высокие доходы от экспорта тех же бензина с мазутом позволили компаниям хотя бы на какое-то время "остановить" внутренние расценки на эти товары. Плюс к тому стали падать цены на нефть и в России, что тоже сыграло на сдерживании нефтепродуктовых расценок в стране.
Пока действуют временные пошлины на вывоз нефтепродуктов - в размере 65 процентов от новой экспортной пошлины на нефть. Их отменят в канун введения новой схемы расчета нефтепродуктовых пошлин. По мнению А. Саковича, "важно, чтобы участники рынка знали прозрачный механизм установления экспортных пошлин на нефтепродукты в сегодняшней ситуации, когда цены пока достаточно высоки".
Впрочем, многие специалисты прогнозируют, что через месяц-полтора цены на нефть, а следом и на нефтепродукты на внутреннем рынке снова пойдут в рост. Причем независимо от экспортных налогов. "Вероятно, февральские цены останутся на низком уровне, а с весны начнут традиционно повышаться в связи с ожидаемым ростом спроса, прежде всего на внутреннем рынке", - считает Ариф Зейналов, эксперт одной финансово-аналитической компании. Заметим в этой связи, что весеннее удорожание нефтепродуктов - давняя российская традиция...