Последние четыре года рынок потребительских товаров был одним из самых динамичных: ежегодные темпы роста составляли не менее 20 процентов. Однако в 2004 году динамика резко снизилась: объем потребрынка вырос по сравнению с 2003 годом от силы на три-четыре процента. Даже у самых успешных компаний прирост оборота был в полтора-два раза меньше.
В последние годы Россия переживала нашествие иностранных торговых сетей. Сейчас они испытывают трудности в связи с недостатком торговых площадей и конкуренцией со стороны отечественных ритейлеров. Но не это главное, основную опасность для них представляет неуверенность в судьбе своих инвестиций. Отечественные ритейлеры, стремясь предотвратить возможные атаки конкурентов, стали укрупнять свои сети и начали экспансию в регионы. Их, однако, пока интересуют только крупные центры, к тому же они не обладают возможностями международных сетей. В 2005 году эти тенденции будут особенно проявляться в Самаре, Краснодаре, Волгограде,Ростове-на-Дону, Ярославле, Казани и Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске и Казани.
Однако рынок пока еще далек от насыщения. Розничной торговлей в России занимаются более 200 тысяч фирм. В расчете на тысячу человек это 1,4 компании. В США интересы той же самой тысячи обслуживают уже 3,7 компании, а в Японии - 10,2. Даже в Москве на каждую тысячу населения приходится всего 65 квадратных метров торговых площадей, а, например, в Варшаве аналогичный показатель составляет 214 квадратных метров. Спрос на торговые площади в Москве будет полностью удовлетворен не раньше чем через 4-5 лет.
Несмотря на бурное развитие розничных сетей, уличные рынки вместе с киосками сейчас обеспечивают почти две трети всего розничного оборота страны.
Ассортимент товаров на рынке аналогичен ассортименту большого супермаркета, а цены в среднем ниже.
Супермаркеты в принципе не способны уничтожить частных торговцев, поскольку находятся в более дорогой ценовой нише. Повлиять на ситуацию могут только дискаунтеры и гипермаркеты. Аналитики полагают, что именно активность этих торговых форматов, а также рост благосостояния населения смогут привести к сокращению доли рынков.
В последнее время предпочтения покупателей все больше сдвигались от массового дешевого товара к продукту среднего уровня. Это говорит о том, что потребитель придает все большее значение качеству и брэнду. Но, как оказалось, в средней нише предложение качественного продукта по приемлемым ценам сильно ограничено, а в некоторых сегментах, например, на обувном и на рынке одежды, практически отсутствует.
Масштабы же и технологические возможности российских производителей пока недостаточны для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на качественный товар. Однако, как оказалось, у наших компаний сегодня просто нет другого пути, кроме как пытаться освоить среднюю рыночную нишу. К этому их подталкивает обострившаяся в последнее время конкуренция с импортным продуктом на массовом рынке.
Не способствует развитию потребительского рынка и рост цен на отечественные товары. По данным АК&М, цены производителей промышленной продукции в РФ только в последние месяцы 2004 года росли почти на 2 процента в месяц. За весь год цены производителей товаров выросли более чем на 24 процента.
Развитие потребительского рынка во многом зависит от системы кредитования. За последние четыре года рынок потребительских кредитов в стране увеличился в 15 раз, и на нем появляется все больше банков.
По оценкам экспертов, основанных на сведениях, предоставляемых участниками рынка, "классические" кредиты, которые выдаются непосредственно в банках, составляют примерно до 85 процентов всех кредитов, выдаваемых населению. Кредиты, выдаваемые непосредственно в магазинах, возможно, составляют порядка 10 процентов. И кредиты по кредитным картам составляют менее 5 процентов. Средний размер потребительского кредита колеблется в диапазоне от 400 до 3000 долларов.
Но несмотря на заметный прогресс, мы по всем статьям отстаем еще от стран не только Западной, но и Восточной Европы. По оценкам западных инвестиционных банков, если в России объем рынка потребительских кредитов не превышает пока 2-3 процентов ВВП, то в Польше он в 10 раз больше и составляет 25-30 процентов объема национальной экономики.
Больше всего кредитов - почти 20 процентов от всех потребительских - поляки берут сегодня на приобретение бытовой электротехники, мебели и других товаров, связанных с благоустройством жилья. На втором месте - 17-18 процентов - кредиты на ремонт или реконструкцию дома или квартиры. Затем идут покупка автомобиля - 16 процентов, и 13 процентов - это кредиты на текущие нужды.
Кредиты наличными - на суммы от 300 до 700 долларов - берутся обычно на срок от одного до пяти лет. Большим спросом у клиентов, особенно менее обеспеченных, пользуются так называемые "минутки", то есть кредиты на сумму до 150 долларов, которые нужно возвратить в короткие сроки - например, в течение одной недели.
Практически все наши банки взимают с клиентов "скрытые проценты", и это при том, что официальная ставка по кредиту часто достигает 30 процентов годовых.
Сейчас ФАС России готовит ряд документов, которые заставят банки в доступной форме предупреждать клиентов обо всех платежах и комиссионных по кредиту, указывать годовую процентную ставку, предоставлять график предстоящих выплат и даже указывать общую стоимость товара - с учетом всех выплат по кредиту.
Федеральная антимонопольная служба заявила, что намерена разобраться с банками, которые, предоставляя кредиты частным лицам, взимают по ним больше процентов, чем объявлялось перед заключением контракта.
По мнению экспертов, сегмент кредитования населения будет развиваться в России весьма успешно и быстрыми темпами. К концу 2010 года объем кредитов может превысить 46 миллиардов долларов.
И тем не менее некоторые эксперты говорят о конце "потребительского бума" в России. Если темпы экономического роста в 2005 году уменьшатся, то зарплаты могут остановиться, что ограничит потребительские возможности наших сограждан и сохранит существующую "отсталую" структуру потребления, в которой преобладают продукты питания. При этом в начале года произошло резкое увеличение стоимости коммунальных услуг, после чего денег на покупки у россиян стало еще меньше.
Самые бедные 10 процентов населения тратят на питание 68 процентов доходов, самые богатые - 41 процент. Это говорит о том, что зарплаты у нас еще очень маленькие. В Европе средний уровень расходов на питание составляет 20-30 процентов.
Средства, оставшиеся после расходов на еду, тратятся преимущественно на рынке непродовольственных товаров, на которые, по оценкам разных исследователей, уходит 34-40 процентов. В последние годы россияне закупили очень много дорогих автомобилей. Однако контингент таких покупателей весьма невелик по сравнению с многомиллионной армией рядовых покупателей, у которых свободных денег, увы, в обрез.
Между тем основу грамотного прогноза всегда составляют реальные данные. Вот тут у нас, как говорится, неувязочка. Оценки объема нашего рынка потребления расходятся существенно. Если Росстат оценивает его в 140 миллиардов долларов, то независимые исследовательские компании говорят о суммах чуть ли не в два раза больших. Называется даже сумма 220-270 миллиардов долларов. Разница, по мнению экспертов, объясняется тем, что государственная статистика не учитывает в своих исследованиях теневые доходы россиян.