В зеркальном отражении
Любимая забава мыслящих политиков и журналистов - разговоры о том, какую информацию федеральные каналы скрывают от телезрителей. На "Первом" не сказали того, на второй кнопке не показали этого. Или показали, но прокомментировали не так. За сим следует: "Как им не стыдно, как им не совестно!"
Примечательно, что такого рода сентенции являются зеркальным отражением нареканий на "картинку" со стороны парламентариев и правительственных чиновников, которые, в свою очередь, с не меньшей пристрастностью сокрушаются по поводу того, зачем каналы показали вот эту неприятность и почему не заметили вон то достижение. И вывод: "Как они не патриотичны!"
Государственным каналам вменяют в вину пропаганду в пользу власти. И по делу. Но если внимательно прислушаться к критике медиаморалистов, то легко заметить, что они ни о чем другом так не печалятся, как об отсутствии пропаганды в свою сторону. Канал НТВ, который дает сбалансированную информацию о том, что происходит на улицах и площадях российских городов, похоже, не устраивает ни тех ни других.
Проблема в том, как демократическим СМИ не поддаться агитпроповскому искусу во вновь предложенных обстоятельствах постсоветской цивилизации.
То, как это давалось и не давалось советскому театру, его мастерам, замечательно точно объяснено в помянутой серии передач Смелянского. Ситуация была предельно драматичной. Художественное детище Станиславского и Немировича-Данченко стало своего рода "барсучьей норой", в которой находил себе убежище внутренне свободный человек. Способы существования всякого художественного театра были разными, как показывает автор. У Ефремова был один "способ"; у Любимова, Товстоногова, Эфроса - иные пути, свои "норы".
Тот же Смелянский, впрочем, указывает на ненадежность их, на обреченность их обитателей.
От демократа слышу
Поэт Андрей Дементьев в обстоятельствах советской действительности не был замечен в особой гражданской дерзости. А тут он резко, под впечатлением монетизации и уличных демонстраций, вызвал на дуэль Жириновского. И что самое интересное - перекричал его. Хотя конструктивных предложений у него нашлось не больше, чем у Владимира Вольфовича, но и не слабее, чем у Козьмы Пруткова.
Политик: "Когда я приду к власти, я всех вас растопчу и сотру в порошок".
Поэт: "Надо сделать все так, чтобы народу было хорошо и чтобы он был счастлив".
Одна демагогия стоила другой, но победил с разгромным счетом поэт и друг народа. Верным, впрочем, кажется наблюдение рефери поединка Владимира Соловьева: несмотря на яростную и бескомпромиссную полемику друг с другом, оба обнаружили глубокую неприязнь к одному предмету - к демократии.
С Жириновским-то все понятно, а вот откуда она у человека свободной профессии, у художника слова и гуманиста взялась?
В демократических наклонностях некогда был замечен тележурналист Сергей Медведев, а что он возгласил в последнем выпуске "Культурной революции"? Что вымышленный мальчик Гарри Поттер мешает национальной идентификации его, Медведева, ребенка. Ну и, понятное дело, других русских детей.
Новая версия нацистской агрессии
Впрочем, это все семечки в сравнении с тем, что рассказывает и показывает на канале ТВЦ господин Правдюк, тоже ведь человек с демократическим прошлым - когда-то он покатил на советскую власть "Пятое колесо" в команде Беллы Курковой. Теперь он предложил телезрителям "русскую версию" Второй мировой войны.
"Версия" еще не до конца изложена (пока представлены только две программы), но контуры ее уже проступили вполне отчетливо.
Стало быть, жили-были в довоенной Европе два сильных, национально ориентированных политика Сталин и Гитлер, оба подняли свои страны из руин, но так вышло, что циничному Западу удалось их поссорить и в конечном итоге стравить. Вот нам и предложенные господином Правдюком обстоятельства, в силу которых Гитлер двинулся на Восток.
В силу каких обстоятельств иные из демократов двигаются в сторону национализма - отдельная тема. Но факт остается фактом: после таких откровений уже не так шокируют разговоры о водружении памятника Сталину у Поклонной горы в компании с Черчиллем и Рузвельтом. А чье-то сатирическое предложение присовокупить к ним и Гитлера после "русской версии" Правдюка не покажется таким уж ироничным.
Что же касается русской версии Четвертой мировой войны, представленной Василием Пичулом на канале НТВ, то она выглядит весьма противоречивой. Режиссер памятной и в минувшее воскресенье показанной на том же НТВ "Маленькой Веры", по моему ощущению, не справился с грандиозным актуальным материалом. Верное тому свидетельство - обращение за комментариями к таким одиозным персонажам, как Джамаль, Лимонов и Ле Пен. У этих "ребят" на все случаи жизни одна теория - теория заговоров.
Доказательством от обратного стала последняя часть сериала, посвященная истории "Красных бригад", то есть тому эпизоду террористической войны, который уже сильно подзабылся. Когда события отстоялись и обстоятельства прояснились, Пичул позволил себе быть вполне конкретным и концептуальным как в осмыслении былого, так и в его оценках. Наверное, поэтому автор перевернул хронологию Четвертой мировой войны - и то, что должно было бы стать прологом к повествованию о ней, дано нам в качестве эпилога.
На этой неделе тот же Василий Пичул представляет двухсерийный документальный фильм "Владимир Ленин. Анатомия легенды".
Похоже, что для известного в недалеком прошлом режиссера художественного кино документалистика явилась своего рода "барсучьей норой" в предложенных сегодня обстоятельствах.
...Как "барсучьей норой" сегодня стала для многих "Культура" в условиях государственно-рыночного телевидения.
Все-таки Анатолий Смелянский, героизируя фигурантов недалекого прошлого, не мог не заметить, что советский государственно-художественный театр - это кентавр, существо странное и плохо приспособленное к стремительно меняющейся действительности. А острые углы советской цивилизации дырявят нашу неверную демократию, и когда случается ее отлив, то ржавый остов старого режима открывается для всеобщего обозрения. В том числе и по телевидению.