25.01.2005 04:00
    Поделиться

    Владимир Устинов: боремся за качество жизни

    Мораль выше закона

    Десятилетие реформ продемонстрировало глубокое заблуждение либералов постсоветской формации. Свобода, лишенная нравственных ограничений, выведенная за рамки добра и зла, логично обернулась торжеством самых низменных инстинктов. Правовое государство неосуществимо, если не будет понятия "неблагородный поступок", который оценивается мерой добра и зла. Самая разветвленная правовая и карательная система не сможет удержать человека от преступления, если он готов преступить нравственный закон.

    В своей прокурорской практике мы сталкиваемся с одной и той же ситуацией. Как только в человеке исчезает духовность, как только ее съедает своекорыстие, спекулятивное отношение к миру, он становится на путь преступления...

    Мы в страданиях вынашиваем национальную идею. Верю, что одной из ее составляющих будет высокая духовность нашего общества. И здесь надо полностью использовать наш арсенал воздействия на общество.

    Тепло от прокурора

    На первое место в работе прокуратуры нужно поставить защиту прав граждан, заботу о простых жителях городов и сел, особенно слабо защищенных. Во многих регионах идут акции протеста, связанные с заменой льгот на денежную компенсацию. Люди перекрывают дороги, блокируют административные здания. Отчасти это происходит потому, что местные власти не хотят слушать людей, не принимают мер к исполнению положений закона. Стращают людей правоохранительными органами. Нельзя допустить, чтобы закон о замене льгот обернулся для граждан унизительным хождением по инстанциям.

    Не менее важно обеспечить права граждан в жилищно-коммунальном секторе. Рынок потребительских услуг здесь формируется, не особенно сообразуясь с требованиями закона. Граждане вынуждены обращаться с жалобами на несоблюдение элементарных прав: отсутствие тепла, воды, необходимого ремонта. В некоторых регионах жителям каждый год приходится приспосабливаться к жизни, а по сути - выживать.

    Реагируя на такие нарушения, прокуроры внесли почти пять тысяч представлений, трем тысячам виновных объявили предостережение, свыше тысячи их привлекли к административной ответственности. Во многих случаях прокурорское вмешательство позволило изменить положение, а людям получить тепло, воду и свет. Там, где нарушения носили уголовно наказуемый характер, расследованы уголовные дела. Их в субъектах Федерации оказалось семьдесят три.

    Прокуратура предъявила более 400 исков о сносе коттеджей, бань и других построек, которые незаконно были возведены порой на самом берегу.

    Безусловно, не прокуратура должна ремонтировать теплотрассы, завозить топливо, контролировать работу коммунальных служб. Но через представления, иски и уголовные дела она должна заставлять должностных лиц выполнять возложенные на них обязанности. Возьмите Красноярский край. Там прокуроры регулярно обращаются в суд с заявлениями о признании бездействия коммунальщиков незаконным. К примеру, в Сухобузимском районе местная птицефабрика провалила подготовку к зиме. В результате под угрозой оказалось теплоснабжение домов и социальных объектов целого поселка. Представление, а вслед за ним предостережение не помогли. Зато когда по иску прокурора суд вынес решение о признании незаконным бездействие руководителей птицефабрики и установил срок завершения ремонта котельной, тепло в дома пришло точно в назначенное судом время.

    Ищите зарплату в уголовном деле

    Основательно добавляют напряжения в обществе нарушения, связанные с невыплатой зарплаты. Задолженность бюджетникам разных уровней, по данным Федеральной службы госстатистики, составляет 1,3 миллиарда рублей, а внебюджетных организаций - в 13 раз больше.

    В восстановлении справедливости не должны быть в стороне полномочные представители президента Российской Федерации. Важно, конечно, точно описать в докладе президенту социально-экономическую обстановку в том или ином регионе округа. Но гораздо труднее, как того требует положение о полномочном представителе, самому полпреду организовать в округе работу по реализации социальной политики государства.

    Надо признать, что в начале года и многие прокуроры плохо следили за тем, что происходит в сфере оплаты труда. Вмешивались, когда ситуация, как говорится, припекала. Я был вынужден направить всем специальную телеграмму с требованием по каждому случаю преступного поведения работодателей возбуждать и расследовать уголовные дела. Обстановка изменилась. Если за весь 2003 год расследовалось 109 дел, то в прошлом - в десять раз больше.

    Впрочем, в надзоре за исполнением законов главными были не только права граждан на оплату труда и услуги в коммунальном секторе. Прокуроры реагировали и на другие острые вызовы социально-экономической жизни.

    Например, в Иркутской области из-за конфликта на двух предприятиях речного флота, которые обеспечивали "северный завоз" по реке Лена, был перекрыт судовой ход. Большая вода грозила уйти, а судоходство замерло. В конфликт немедленно вмешалась прокуратура. В итоге за шесть дней удалось восстановить речную навигацию.

    Незаконные бани пойдут под суд

    Еще один приоритет - экологическая безопасность населения. Ежегодно прокурорами выявляется по 75-80 тысяч нарушений природоохранных законов.

    Я бы выделил Волжскую природоохранную прокуратуру. Эта прокуратура поднимает пласты проблем, которые не решались годами. В частности, после ее вмешательства бесхозные затопленные и полузатопленные речные суда нашли собственников; на их утилизацию выделены средства, стали поднимать суда.

    Прокуратура предъявила более 400 исков и получила судебные решения о сносе коттеджей, бань, лодочных стоянок и других построек, которые незаконно были возведены в водоохранной зоне, а порой на самом берегу.

    Не говорю о скотомогильниках со спорами сибирской язвы. Прокуратура побудила наконец заняться обустройством захоронений больных животных.

    Недавно прокуратура "вышла" на новую проблему: захоронение медицинских отходов. Здесь тоже нет порядка. Особенно тревожит то, что нет порядка в обращении с радиоактивными отходами и ядерными материалами. В Мурманской области комплексы по хранению отработанного ядерного топлива построены в 60-е годы прошлого века. Они слабо "держат", морально и физически устарели. А ведь там хранится около 17 тысяч кубометров радиоактивных отходов.

    Голодного ребенка никто не услышал

    В последнее время от нашего внимания тихо ушла проблема защиты прав подростков, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Между тем подростки сегодня самая беззащитная часть российского общества.

    Проблемами охраны прав несовершеннолетних призваны заниматься органы внутренних дел, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних, многочисленные молодежные и иные организации. Для этого имеется достаточно развитая нормативная база. Но, как известно, у семи нянек дитя без глазу.

    В Горячем Ключе Краснодарского края от истощения умер школьник Ломакин. Его пьяница-мать содержанием и воспитанием детей не занималась. Брат и сестра приходили в школу избитыми, голодными, крали из буфета продукты. Но никто, ни школа, ни местная администрация, повторю, никто не забил тревогу, пока парнишка не умер. Лишь после этого нерадивая мать была лишена родительских прав в отношении чудом оставшейся в живых дочери.

    В Алтайском крае такая же мать-пьяница забила четырехлетнюю дочь. Ее поведение тоже было всем известно. Но опять же никто пальцем не пошевельнул, чтобы изъять ребенка из неблагополучной семьи. Немало махрового формализма и безответственного отношения к защите подростков имеется в других местах.

    Поэтому прокурорский инструментарий должен использоваться более активно. Особенно гражданско-правовые средства.

    Материал подготовлен на основе доклада Владимира Устинова на расширенной коллегии Генпрокуратуры РФ.

    Поделиться