Протестная акция льготников по всей стране оказалась новогодним сюрпризом для очень многих - как в правительстве, так и в обществе. Первое оцепенение у властей прошло. Государственная Дума, правительство и региональные власти пытаются энергичными мерами выправить сложившуюся ситуацию и не допустить, чтобы протестные акции нарастали, как снежный ком, и ухудшили общую социальную, экономическую и политическую ситуацию в стране.
Серьезные аналитики и наблюдатели могли ожидать роста протестных настроений. Практически за весь период путинского правления, в результате экономического роста, высоких цен на нефть, профицита бюджета, государство из года в год выполняло свои обязательства по своевременной выплате пенсий и заработной платы.
Мало того, из года в год росло благосостояние населения. Немного, но все-таки росло. И это создавало у большинства населения ощущение стабильности своего положения, предсказуемости и даже ожидания еще большего улучшения своего благосостояния. Тем более что власти сообщали о росте золотовалютных резервов Центробанка, которые дошли до рекордного уровня, об увеличении стабилизационного фонда. И в этих условиях население чисто психологически ожидало, что их материальное положение должно и дальше улучшаться. Однако в результате монетизации льгот большое число людей, относящихся к самым различным категориям льготников, почувствовали себя ущемленными. Это не отвечало их ожиданиям. Именно поэтому реализация политики правительства по монетизации льгот вызвала такую бурную и негативную реакцию.
Я не хотел бы особо останавливаться на причинах недостаточной подготовленности реформ, на ошибках в их проведении. Об этом уже много написано и сказано.
Мне хочется выяснить, к чему могут привести массовые выступления пенсионеров и льготников против политики правительства и местных властей и кто и в каких целях хотел бы воспользоваться этим массовым недовольством.
Совершенно очевидно, что за последние годы политика президента Путина по консолидации власти, по укреплению властной вертикали, по установлению контроля над государственными средствами массовой информации, административными и природными ресурсами государства вызвала негативную реакцию определенной, весьма важной части общества. Эти силы сейчас не прочь были бы воспользоваться массовым недовольством для того, чтобы перейти в контрнаступление, серьезно осложнить положение власти, а может быть, даже добиться реванша. Тем более что эти протестные выступления последовали сразу же за принятием новых решений по продолжению политической реформы - переход к назначаемости губернаторов и отмене выборов по мажоритарным округам.
Мало того, эти события разворачиваются на фоне все еще продолжающегося "дела "ЮКОСа", в рамках которого государство пытается заставить олигархические структуры заплатить налоги, сделать деятельность своих компаний транспарентными.
Масштабным социальным протестом в первую очередь воспользовались коммунисты и другие левые силы, которые заявили себя в качестве лидеров и организаторов антиправительственных выступлений. Для них это шанс выйти из нынешней ситуации, когда коммунисты как в организационном, так и в интеллектуальном плане продолжают маргинализироваться и не воспринимаются обществом как реальная сила, способная предложить ему что-либо.
Вместе с тем весьма парадоксально, что помимо коммунистов на первый план выдвигаются силы, которые в какой-то степени созданы этой властью и должны бы быть ее опорой. Это - либералы, деловые круги и региональные элиты. Каждый из них в сложившейся ситуации исходит из собственных интересов, к сожалению, очень близоруко понимая их.
Когда-то президент Рузвельт пытался вытащить Америку из глубокого экономического кризиса путем усиления регулирующих функций государства. Отдельные сегменты бизнеса воспринимали эти действия как движение в сторону авторитаризма, социализма, государственного диктата и не понимали, что, прибегая на первый взгляд к антикапиталистическим мерам, Рузвельт спасал капитализм. Сегодня это является хрестоматийным фактом, хотя, с точки зрения отдельных бизнесменов, действия администрации Рузвельта казались разрушительными. К сожалению, многие представители российского бизнеса сегодня точно таким же образом воспринимают действия администрации президента России.
Каждая крупная бизнес-группа в предшествующий период, используя слабость государства, укрепляла собственные позиции, решала собственные задачи, не платила налоги, получала права и льготы, делая при этом все более уязвимой всю экономическую и политическую систему, не думая о том, что в стратегическом плане из того хаоса и олигархического беспредела могла вырасти не цивилизованная демократическая рыночная система, а вполне банальная диктатура левого или правого, националистического или коммунистического толка.
Не просто сложились отношения нынешней власти с либеральными политическими кругами и с либеральной интеллигенцией. В предшествующий период либералы доминировали в политической и экономической жизни, добились многого для себя. Они никогда не пользовались массовой поддержкой в обществе, но все-таки имели значительные возможности для укрепления своих экономических и политических позиций, особенно в средствах массовой информации. Усиление государственной власти в сочетании с их поражением на парламентских и президентских выборах укрепили их во мнении, что власть наступает на демократические права и завоевания. При этом они умудрялись не заметить, что власть по-прежнему идет по линии глубокого реформирования и экономики, политической и социальной жизни. Именно на фоне укрепления исполнительной власти и ее контроля над парламентом и средствами массовой информации были проведены наиболее болезненные и непопулярные реформы: земельный кодекс и налоговая реформа.
Сегодня власть переходит ко второму этапу радикальной экономической реформы, которую именно либералы всегда считали необходимой и первоочередной. В этом контексте монетизация льгот и реформа жилищно-коммунального хозяйства - это самые главные и болезненные преобразования, которые может осуществить только эта власть и этот президент, имея достаточную поддержку населения.
Поэтому в этих условиях жесткая, негативная и критическая позиция либералов по отношению к власти, их интеллектуальная и политическая поддержка массовых выступлений против власти - отражение неудовлетворенности либералов своим политическим положением в обществе. Они пытаются использовать трудности власти с тем, чтобы, если удастся, взять реванш за свои поражения на предыдущих выборах, выставить себя в качестве идеологического и политического защитника бедных и обездоленных.
Долгосрочные идеологические и политические цели отставлены в сторону. Создается впечатление, что в сложившейся ситуации бизнес и либералы делают все для того, чтобы потом стать объектом гнева бедных и неустроенных, которые, воспользовавшись дестабилизацией общей ситуации в стране, получат возможность создать такую обстановку, которая неминуемо приведет к тотальному переделу собственности и установлению тоталитарного режима националистического или левого толка.
Ведь не у либералов, которые, участвуя в переделе собственности, накопили значительные финансовые и иные ресурсы, а именно у наиболее экстремистской части крайне левого и крайне правого спектра открывается возможность возглавлять социальный протест, который в конечном итоге приведет не к торжеству либеральных ценностей и рыночных механизмов, а, скорее всего, к той или иной разновидности диктатуры.
Именно поэтому власти сейчас необходимо не только принять энергичные меры, исправить недоработки экономического блока правительства. Чрезвычайно важно также, чтобы руководители бизнеса, либералы, региональные власти осознали, что все они находятся в одной лодке с Кремлем. Иначе победить могут другие силы, которые не заинтересованы ни в продвижении либеральных реформ, ни в создании эффективных рыночных механизмов и институтов демократической политической системы в России.