26.01.2005 02:15
    Поделиться

    Бизнесу разрешать строить нефтепроводы, но под контролем

    Бизнес готов хоть сейчас вложить миллиарды долларов. Однако остается под вопросом, на каких условиях инвестора допустят к крупномасштабным инфраструктурным проектам, на который делает сейчас ставку государство.

    Подхлестнуть процесс, а заодно и ввести его в жесткие юридические рамки, призван дебатируемый сейчас проект закона "О трубопроводном транспорте". Первое чтение он прошел еще в 1999 году. Что заставило Думу вернуться к нему сейчас? Достаточно сказать, что необходимо построить 28 тысяч километров трубопроводов в следующие 15 лет. Такова оценка председателя Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева. Кроме того, рост экспорта нефти ограничен действующими транспортными артериями. А перспективные районы добычи углеводородов - Восточная Сибирь, Дальний Восток, полуостров Ямал - удалены от нынешних центров развития нефтегазовой промышленности. Иными словами, поиск новых стратегических подходов совершенно необходим.

    Сколько акций у инвестора?

    Участники недавно прошедших парламентских слушаний по законопроекту о трубопроводах считают, что магистральные газопроводы могут находиться и в государственной, и в частной собственности. Но госконтроль должен быть обязательно сохранен. Для этого рабочая группа предложила такой подход. Доля участия государства в уставном капитале компаний-собственников трубопроводов должна быть не меньше 50 процентов плюс одна голосующая акция. А для магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов - не меньше 75 процентов. При этом доля иностранных компаний жестко ограничена 20 процентами.

    Есть серьезные претензии к законопроекту и со стороны нефтяников. Прежде всего - из-за неясности, на каких условиях будут предоставляться земельные участки под строительство. Если эти земли будут переводиться затем в категорию земель промышленного назначения, то увеличится цена прокачки газа и нефти. Если в текст закона попадет предложение некоторых регионов о взимании платы за транспортировку нефти через их территории, то это тоже отразится на тарифах. Но, с другой стороны, существенно пополнит бюджеты регионов. Так что и здесь изменения документа неизбежны - только тогда модернизированный законопроект может быть вынесен на второе чтение и принят уже весной, как о том заявлял Валерий Язев.

    Какова роль государства? Позиция законодателей не расходится с мнением профильного министерства. А она довольно жесткая. Помощник министра промышленности и энергетики Станислав Наумов корреспонденту "РГ" сформулировал ее так: "Госконтроль над инфраструктурой - залог энергетической безопасности страны. Только государство способно устанавливать и поддерживать единые, понятные для всех правила". В качестве примера он приводит нефтепроводную госмонополию "Транснефть", которая, по его мнению, сумела показать, что может рационально решать проблему развития экспортных потоков.

    При этом представитель минпромэнерго напомнил, что "сейчас частных трубопроводов в России больше, чем государственных" и "ажиотаж вокруг этой проблемы во многом раздувается искусственно".

    Снизим тариф - сочтемся

    Но "ажиотаж", как определил чиновник, развивается только вокруг участия в строительстве магистральных, экспортных трубопроводов. Здесь, как говорят представители бизнеса, их устроило бы как возмещение вложенных в строительство средств путем снижения тарифов на перекачку нефти, так и сам допуск к "трубен". И то, и другое весьма актуально сейчас, когда цены мирового рынка зашкаливают за 40 долларов за баррель, то есть примерно 280 долларов за тонну. Тогда средства, вложенные в нефтяную инфраструктуру, были бы "отбиты" в самые короткие сроки. В первом, теперь уже можно сказать самом предварительном варианте законопроекта, как сказал Валерий Язев, возмещение капитальных вложений собственнику магистрального транспорта предусматривается как путем учета расходов в структуре тарифа, так и установлением с согласия потребителей услуг надбавки к тарифу. То есть государственные деньги так или иначе имеют прочную основу для возврата в бюджет. А вот тем, кто не являются собственниками магистральных трубопроводов (а именно в таком положении и окажутся частные инвесторы), возврат может обернуться снижением тарифа на транспортировку, причем сразу на три года. Об этом, кстати, говорил в свое время и замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, сторонник допуска частников в этот бизнес. Он аргументировал эту позицию так: "Чисто нефтяную компанию не интересует размер ее доли в строительстве трубопровода. Если будет соглашение о транспортировке через этот трубопровод, к примеру, 50 миллионов тонн нефти за 20 лет, то этих гарантий вполне достаточно. А участие компании в строительстве будет учтено в тарифе".

    Что же касается предпочтений в "допуске" к магистрали, то в законопроекте этому вопросу посвящена специальная глава. Основной принцип - доступ получает производитель продукции, право доступа может быть переуступлено при продаже определенного объема. Преимущественным правом доступа к трубопроводу будут пользоваться те, кто поставляет нефть и нефтепродукты в соответствии с международными договорами и соглашениями, а также при поставках по регулируемым ценам, в том числе для коммунальных и бытовых нужд. При ограниченной технической возможности прокачки будет включаться принцип пропорциональности. Возможно, что будут определены и вопросы доступа к морским терминалам.

    Как видим, пока речи о расплате в виде преимущественного доступа не идет. Но ведь впереди еще второе чтение, которое может состояться уже в эту весеннюю сессию.

    Крупнейшие проекты с участием бизнеса:

    - Тайшет - Находка. Стоимость 10,6 миллиарда долларов. Протяженность - 2718 км.

    - Мурманская трубопроводная система. Стоимость 4 миллиарда долларов. Протяженность - 2300 км.

    Балтийская трубопроводная система - едва ли не первый совместный проект государства и бизнеса. Пропускная способность - 50 миллионов тонн нефти в год. Первая очередь построена в 2001 году и обошлась в 460 млн. долларов. Протяженность - 2718 км.

    Протяженность магистральных трубопроводов в России составляет 217 тысяч, в том числе газовых - 151 тысячу, нефтепроводов - 46,7 тысячи, нефтепродуктопроводов - 19,3 тысячи. Средний "возраст" магистральных трубопроводов превышает 22 года.

    Поделиться