Так уж повелось с первой половины 90-х, когда Россию пригласили вступить в эту старейшую общеевропейскую организацию. Россия - "ужасный ребенок" Совета Европы. Без нее, без подлинных и мнимых политических просчетов ее власти, которые каждый раз становятся предметом детального обсуждения Парламентской ассамблеи, этой организации, возможно, нечем было бы заниматься.
Или, во всяком случае, она влачила бы скучное существование.
Наших много не бывает
Но следует признать, что на этой сессии Парламентской ассамблеи России было много, как никогда. Европейские парламентарии принимали одного за другим вождей бархатных революций, украинской и грузинской, Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили. Оба они, как известно всем, в том числе в Страсбурге, не вызывают особенных симпатий у российского политического руководства. Поэтому и большая часть вопросов, которые им адресовали во время их выступлений в Парламентской ассамблее, а затем на пресс-конференциях, были связаны с отношениями их стран с "большим соседом".
Оба президента - Ющенко в большей степени, Саакашвили в меньшей - обходили острые углы, говорили о том, что противоречия в отношениях с Москвой решаемы, и заверяли, что их страны обречены на вечную дружбу и добрососедство с Россией.
Однако слова о дружбе и добрососедстве звучали скорее как "старые песни о главном" и пролетали мимо ушей. А вот новые нюансы сразу обращали на себя внимание.
Российским политикам трудно было скрыть свое ревнивое отношение к проекту "новой Украины", которая в равной степени, по словам украинского президента, будет ориентирована на Запад и на Восток Европы и ставит своей стратегической целью вступление в Евросоюз. Комментируя выступление Виктора Ющенко, вице-председатель ПАСЕ Михаил Маргелов даже "напомнил" ему, что Европа не исчерпывается Евросоюзом.
Хотя, казалось, украинский президент и так этого не забывал и весь необходимый политес в отношении России соблюдал в каждом своем публичном высказывании.
Человек более пылкого, южного темперамента, грузинский президент Михаил Саакашвили, поднаторевший к тому же в отличие от дебютанта Ющенко за год президентства в публичных дебатах с Москвой, и здесь, в Страсбурге, позволил себе несколько "шпилек" в адрес российских властей. Политику Кремля в отношении Абхазии он назвал "попыткой аннексировать" эту часть территории Грузии. За этой попыткой, по словам грузинского президента, стоят корыстные интересы некоторых российских федеральных и региональных политиков.
Атака без последствий
Но, конечно, по-настоящему резкая и последовательная атака на российские позиции была предпринята в связи с "делом "ЮКОСа". Во вторник Парламентская ассамблея заслушала доклад бывшего министра юстиции Германии, ныне спецпредставителя ПАСЕ по юридическим вопросам Сабины Лойтхойзер-Шнарренбергер "Об обстоятельствах, относящихся к аресту и судебному преследованию ведущих руководителей компании "ЮКОС". На основании доклада ПАСЕ приняла резолюцию, в которой полностью поддержала его основные положения. По мнению депутатов ПАСЕ, "имеются основания для сомнений относительно справедливости, беспристрастности и объективности действий органов власти, которые, как представляется, приняли чрезмерно жесткие меры и пренебрегли гарантиями прав обвиняемых". В резолюции также говорится, что суды в России находятся под "недолжным влиянием".
Несмотря на остроту вопроса, нельзя сказать, чтобы обсуждение было бурным. Выражаясь шахматным языком, это была скорее позиционная борьба, в которой ни одна из сторон не тешила себя надеждой разгромить соперника. Обе стороны отлично понимают, что юридической силы ни доклад, ни вынесенная по итогам его обсуждения резолюция не имеют. Европейское общественное мнение по существу происходящего с компанией "ЮКОС" известно давно - доклад Сабины Лойтхойзер-Шнарренбергер и резолюция ПАСЕ лишь резюмируют его.
Все понимают, что кульминационная фаза скандала вокруг "ЮКОСа" и его руководителей еще впереди. Она развернется здесь же, в Страсбурге, но в других стенах - не Совета Европы, а Европейского суда по правам человека. Именно в эту инстанцию намерены обращаться адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в случае, если им не удастся отстоять невиновность их подзащитных в российском суде. А в том, что это им не удастся, уверена, в частности, адвокат г-на Ходорковского, Карина Москаленко, которая специально приехала в Страсбург для участия в слушаниях по "ЮКОСу".
В свою очередь докладчица по "делу "ЮКОСа", г-жа Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер, в интервью "Российской газете" выразила уверенность, что мониторинг действий российских властей со стороны европейских парламентариев будет лишь усиливаться, и не исключила, что "тема "ЮКОСа" будет в том или ином виде поднята на предстоящем в мае в Варшаве саммите глав государств и правительств стран-членов Совета Европы.
Между тем
Есть, однако, один деликатный момент, из-за которого высшее руководство Совета Европы вряд ли захочет так уж резко идти "на вы" с Москвой. Ведь Россия не только ужасный, но еще и очень богатый "ребенок" Совета Европы. Россия - один из главных "вкладчиков" в бюджет этой организации. И свой взнос - около 21 миллиона евро - она грозится уменьшить в разы в ответ на необъективное, как считают российские власти, отношение европейских парламентариев. Если это произойдет, старейшая европейская организация может столкнуться с настоящим финансовым кризисом.