29.01.2005 00:00
    Поделиться

    Конституция социально-трудовых отношений

    Генеральное соглашение подписывается уже в девятый раз. Этим документом стороны расставляют акценты в будущей социально-экономической политике, называют ее приоритеты, определяют реальные задачи, которые необходимо решить в ближайшие три года. Первостепенными задачами на нынешнем этапе названы повышение реальной заработной платы и снижение бедности. Но это не просто мечта, которая, может, сбудется, а может, нет. Стороны договорились, что они разработают систему конкретных мер, которые позволят эти задачи выполнить.

    Особый раздел Генерального соглашения посвящен вопросам оплаты труда в бюджетной сфере. Как известно, сегодня сложился серьезный дисбаланс между заработками бюджетников и работников производственной сферы. Реформирование системы оплаты труда бюджетников затянулось. Стратегически эта задача остается в повестке дня, но как подчеркивается в Генеральном соглашении, дело это требует времени и финансов. Поэтому в 2005 году рекомендовано применять Единую тарифную сетку с сохранением 18 разрядов. При этом соотношение ставок первого и последнего разрядов должно быть 1:4,5. Учитывая, что с нового года вступил в силу закон о разграничении полномочий различных уровней власти, ставку первого разряда для работников федеральных госучреждений будет устанавливать правительство РФ. А ставку первого разряда для региональных и муниципальных бюджетников устанавливают соответственно органы власти субъектов и органы местного самоуправления. При этом она не может быть меньше федеральной. Наиболее болезненная проблема, по которой уже не первый год ведутся трудные переговоры, - это установление минимальной заработной платы в стране не ниже уровня прожиточного минимума.

    К сожалению, и на этот раз договориться не удалось. Профсоюзы настаивают на том, чтобы очень четко определить сроки поэтапного повышения МРОТ и к 1 января 2008 года довести его до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека. Однако, по мнению правительства, это нереальные сроки, они не подтверждены строгими экономическими расчетами. А давать пустые обещания не пристало. Тем более что в нынешнем Генеральном соглашении впервые записано, что стороны должны четко разделить ответственность за проведение социальной политики и за выполнение соглашения. В ближайшее время будет разработан специальный документ, в котором очень конкретно будет прописано, какая сторона за что отвечает и чем грозит ей невыполнение своих обязательств.

    Но это не значит, что проблема повышения МРОТ до прожиточного минимума отложена еще на три года. Диалог продолжается, и у него, думается, неплохие перспективы.

    Как уже сообщала "РГ", в Госдуме сейчас идет активная работа над законом о поэтапном повышении МРОТ. Законопроект предложен "Единой Россией", составляющей большинство парламентариев, что дает серьезную надежду на то, что он будет принят.

    Генеральное соглашение является основой для разработки аналогичных трехсторонних соглашений на региональном и отраслевом уровнях, а также коллективных договоров на предприятиях. То есть в них должны быть установлены стандарты не ниже тех, которые обозначены в общероссийском соглашении.

    Поделиться