Новости

29.01.2005 00:20
Рубрика: Власть

Комментарии к Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством

Комментарий к Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы

Настоящее Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями
профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством
Российской Федерации на 2005-2007 годы - девятое за годы становления
системы социального партнерства в России. Являясь результатом непростых
коллективных переговоров в рамках Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений, этот документ призван
обеспечивать баланс интересов работников и работодателей при принятии
основополагающих социально-значимых решений на федеральном уровне.

Общероссийские объединения профсоюзов еще в мае прошлого года обратились к общероссийским объединениям работодателей и Правительству Российской Федерации с предложением начать работу над новым трехсторонним соглашением. Представленные профсоюзами конкретные предложения по его содержанию легли в основу всего Соглашения.

Несмотря на сложность и затянутость прошедших переговоров, происходившие в основном в связи с проблемами, вызванными сменой кабинета министров, мы в целом положительно оцениваем конечный результат. Большинство положений Генерального соглашения отражает стоящие перед обществом проблемы, очерчивает пути их решения, содержит четкую целевую направленность на достижение социального мира в обществе.

Так, достигнуто согласие общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации о принципах формирования эффективной бюджетной системы, тарифной политики, реформирования налоговой системы. Стороны договорились о разработке и реализации мер, направленных на повышение реальной заработной платы, снижение масштабов бедности, обеспечение определенного уровня социальной защиты работающих граждан, реализацию их права на достойную жизнь в условиях проведения социальных реформ, решение задач легализации рынка труда и трудовой миграции, предотвращение негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, повышение качества рабочих мест, обеспечение защиты трудовых прав и охрану труда.

В то же время не удалось найти понимания по очень болезненной и затрагивающей жизненно важные интересы миллионов работников и их семей проблеме. Речь идет о сроках вывода минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума трудоспособного населения. Правительственная сторона Российской трехсторонней комиссии отказалась брать на себя соответствующие обязательства. Позиция профсоюзов России отражена в протоколе разногласий между переговаривающимися сторонами. Она заключается в определении конкретных этапов приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимум вплоть до 2008 года. С 1 января 2008 года профсоюзы требуют установить ее на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.

Наличие протокола разногласий заставляет наших социальных партнеров постоянно вести поиск возможных путей разрешения данной проблемы. Мы готовы к продолжению диалога, поскольку убеждены: повышение уровня заработной платы, в том числе и минимального размера оплаты труда, позволит разрешить множество задач социального характера. Ведь от решения этой проблемы зависят и уровень пенсий, пособий, других видов социальной поддержки, а также обеспечение граждан страны жильем, эффективным медицинским обслуживанием и качественным образованием.

Мы ценим достигнутые в ходе переговоров договоренности, но при этом отдаем себе отчет в том, что подписание Генерального соглашения - это начало работы по решению обозначенных в нем проблем. Как показывает практика, во многих случаях стороны имеют различные представления как о методах, так и сроках реализации положений Соглашения.

Предстоит серьезная и, надеемся, конструктивная работа практически по каждому пункту соглашения, предполагающему разработку законопроекта либо программы, системы мер. Обнадеживает, что при подписании настоящего Генерального соглашения Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков гарантировал выполнение Правительством страны принятых в Генеральном соглашении обязательств.

Данное Генеральное соглашение послужит основой для переговоров социальных партнеров на уровне отраслей и субъектов Федерации. Для нас важно обеспечение единой концептуальной направленности Генерального соглашения, соглашений отраслевого и регионального уровней, коллективных договоров, заключаемых в организациях, в которых положения настоящего Соглашения конкретизируются, "обогащаются" спецификой, наиболее полно отражают интересы различных социальных групп и конкретных людей.

Трехгодичный срок действия Генерального соглашения, несомненно, потребует дополнительных переговоров и, возможно, корректировки ряда содержательных позиций документа. Именно поэтому по предложению профсоюзов в Соглашении определен механизм внесения в него изменений и дополнений.

Российские профсоюзы связывают большие надежды с тем, что в результате реализации положений действующего Генерального соглашения в нашей стране не будет больше работников, которые трудясь полный рабочий день получают при этом зарплату ниже уровня физиологического выживания. Мы надеемся, что будет реально работать система социальной защиты населения, обеспечивающая среднедушевой семейный доход не ниже уровня прожиточного минимума, страна вернется к цивилизованным страховым системам, будет обеспечена база для ликвидации безработицы в России в течение ближайших лет.

Координатор стороны,
представляющей общероссийские объединения профсоюзов,
в Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, Председатель ФНПР
М. Шмаков

Комментарии к Генеральному соглашению на 2005-2007 годы Координатора стороны общероссийских объединений работодателей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, председателя Координационного Совета объединений работодателей России Еремеева О.В.

Новое Генеральное соглашение - итог непростой работы по согласованию основных принципов формирования и реализации социально-трудовой и связанной с нею экономической политики в предстоящий период. Многие положения Соглашения - это результат найденного в ходе переговоров его сторон компромисса, отражающего сложившиеся на сегодня в стране экономические и социальные реалии. Считаем, что проведенная работа по подготовке Соглашения может расцениваться как определенный вклад социальных партнеров в развитие гражданского общества.

Для представителей объединений работодателей принципиальным является то, что Соглашением устанавливается прямая связь между повышением благосостояния, обеспечением социальных гарантий работников и необходимостью создания условий для динамичного развития отечественной экономики, повышения ее конкурентоспособности, развития предпринимательства.

Считаем важным, что Генеральное соглашение в определенной мере корреспондируется с проектом Программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.). В ее контексте определены обязательства сторон Соглашения в сферах проведения экономической политики, обеспечения занятости населения, заработной платы работников, роста их реальных доходов, создания безопасных условий труда, социального страхования работников.

К подготовке нового Генерального соглашения мы подходили с особыми требованиями. На наш взгляд, нельзя было допустить его превращения в свод формальных ни к чему не обязывающих положений. Поэтому большинство положений определяет не только цели, которые должны быть достигнуты, но и меры по их реализации, в том числе разработку сторонами конкретных планов выполнения Соглашения.

В целом полагаем, что успех реализации Соглашения во многом будет зависеть от того, насколько четко его сторонами будут соблюдаться основополагающие принципы социального партнерства. Прежде всего это касается участия социальных партнеров, учета их мнения при выработке и принятии на государственном уровне решений, связанных с выполнением Соглашения. Именно этого нам не хватало в работе по выполнению предыдущих Соглашений, когда нередко мнение социальных партнеров при принятии таких решений не учитывалось или фактически игнорировалось.

Другим важнейшим условием успешного выполнения Соглашения считаем четкое разделение ответственности каждой из его сторон. По предложению стороны работодателей Генеральным соглашением впервые определено, что его стороны совместно выработают документ, являющийся неотъемлемой частью Соглашения, которым будут определяться сферы социальной ответственности Правительства Российской Федерации, объединений работодателей и объединений профсоюзов. Почему это предложение внесено работодателями? В последние годы много говорится о социальной ответственности бизнеса, причем нередко вкладывается в это понятие разное содержание. Полагаем, что социальная ответственность - это не дорога с односторонним движением. Каждая сторона социального партнерства должна четко определить сферу своей ответственности, обозначить ее критерии.

Со своей стороны считаем необходимым определить меры, разработать действенные механизмы повышения ответственности объединений работодателей и входящих в них организаций за выполнение налоговых обязательств, норм трудового законодательства, социальных обязательств, принятых в соответствии с Генеральным и иными соглашениями.

Необходимо сделать все зависящее от каждой из сторон, чтобы новое Генеральное соглашение не стало документом просто о намерениях сторон, а было одним из основных инструментов решения конкретных задач в сфере социально-трудовых отношений, проблем, связанных с реформированием социальной сферы.

Комментарии к Генеральному соглашению на 2005-2007 годы Координатора стороны, представляющей Правительство Российской Федерации, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Генеральное соглашение - основополагающий документ, устанавливающий согласно Трудовому кодексу Российской Федерации общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Вплоть до его подписания правительственная сторона РТК проводила постоянные консультации с социальными партнерами - общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

Формулируя основные принципы и направления Генерального соглашения, мы руководствовались Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы). В проекте указанной Программы намечены основные стратегические цели развития страны: обеспечение на основе динамичного и устойчивого экономического роста повышения благосостояния населения и снижение бедности. В качестве приоритетных целей Соглашения закреплено право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей.

Определены совместные действия Сторон в области экономической политики, доходов и уровня жизни населения, развития рынка труда и содействия занятости, реформирования социального страхования, совершенствования социальной защиты граждан, защиты их трудовых прав, развития социального партнерства.

В Соглашении отражены намерения по дальнейшему разделению социальной ответственности государства, работодателей и работников, передаче в ходе административной реформы ряда государственных функций саморегулируемым организациям, объединениям работодателей и профсоюзов. В предстоящий период будут разработаны меры, обеспечивающие повышение реальной заработной платы работников в соответствии с количеством и качеством труда, определены обязательства сторон по созданию новых эффективных рабочих мест, сохранения кадрового потенциала, совершенствования нормативно-правовой базы социального партнерства.

В ходе конструктивного социального диалога, проводимого в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, были найдены взаимоприемлемые решения, практически все разногласия урегулированы, и в результате Генеральное соглашение подписано 29 декабря 2004 года в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова.

Единственный вопрос, вынесенный за рамки Генерального соглашения - это не обоснованное конкретными экономическими расчетами требование профсоюзной стороны по обеспечению приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения в те сроки, которые она предложила.

Позиция Правительства Российской Федерации исходит из необходимости решения данной проблемы на основе организации (по предложению Госдумы) совместного обсуждения правительственной стороной, депутатами Государственной Думы, представителями Совета Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей механизмов и социально-экономических последствий повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения.

Новацией данного Соглашения является запись о необходимости четкого разделения социальной ответственности за формирование и проведение эффективной социально-экономической политики и реализацию Генерального соглашения. Полагаем, что это позволит повысить уровень ответственности сторон за принимаемые решения.

Генеральное соглашение закладывает фундамент развития всей социально-трудовой сферы на предстоящий трехлетний период, и мы - сторона, представляющая Правительство Российской Федерации, - приложим в пределах своей ответственности все усилия по практической реализации принятых нами обязательств.

Координатор стороны,
представляющий Правительство Российской Федерации, Министр
здравоохранения и социального развития Российской Федерации
М. Зурабов

Власть Работа власти Госуправление Экономика Работа Охрана труда Правительство

Эта статья является комментарием к: