01.02.2005 03:30
    Поделиться

    Все предвещает инфляцию

    Чем стреножить цены

    Задача номер один - это, безусловно, удержание и обуздание инфляции. Утешительного здесь пока мало. Прогнозы на 2005 год уже варьируют от 8,5 до 16 процентов. В прошедшем году правительственный прогноз инфляции не оправдался - снизить темпы роста цен практически не удалось. Как отмечается в обзоре ЦР, хотя базовая инфляция в 2004 году снизилась до 8,5 процента (с 11,2 процента в 2003 году), ускорение темпов роста цен было связано с давлением повышающихся цен внешнего рынка (на топливо и сельхозпродукцию). В результате темпы роста потребительских цен фактически остались на уровне предшествующего года и составили 11,7 процента против 12 процентов годом ранее. Сейчас инфляцию будут продолжать разгонять и высокие цены на нефть, и удорожание импорта, рост тарифов ЖКХ и естественных монополий, индексации зарплат и пенсий, возрастающая экспансия ипотечного и потребительского кредитования.

    Пока не видно, что можно эффективно противопоставить этому букету проинфляционных факторов. Ведь уже в прошлом году на потребительском рынке главной тенденцией, по мнению экспертов ЦР, стало новое ускорение роста потребительского спроса со стороны населения, которое превысило все предыдущие достижения периода "потребительского бума" последних лет. Оборот розничной торговли вырос на 11,6 процента против 8,4 процента в 2003 году. Потребительская активность населения в 2004 году была столь велика, что привела к росту доли потребительских расходов в доходах населения, которая непрерывно снижалась, начиная с 1999 года. Дополнительно разогрели потребительский спрос и такие факторы, как банковский кризис (что снизило склонность населения к сбережению) и развитие потребительского кредитования, прирост которого обеспечил около 30 процентов прироста оборота розничной торговли в 2004 году (в 2003 году - 21 процент).

    Большие деньги разогревают экономику

    Однако устойчиво высокие темпы роста внутреннего спроса не привели к ускорению экономического роста, а вызвали лишь полуторакратный рост физических объемов импорта машин и оборудования. Также увеличение среднегодовых цен импорта составило 3-4 процента против 1,7-процентного роста в 2003 году. И это при том, что вовсю работали стерилизующие механизмы Стабилизационного фонда, рост остатков на корсчетах банков и отвлечение избыточной ликвидности на депозиты Банка России. Цены росли, несмотря на сверхжесткую монетарную политику Банка России, что вообще поставило под вопрос эффективность действующей системы денежно-кредитного регулирования.

    Сейчас же дополнительные бюджетные вливания уже планируются минимум в 200-300 миллиардов рублей, а объемы отвлеченной ликвидности за месяц стремительно сократились почти в 2 раза - до 400 миллиардов рублей. При ослабевших стимулах сбережений населения и ухудшении конкурентоспособности отечественных производителей все это будет разогревать экономику только в направлении роста цен и импорта.

    По сути дела, если исключить какие-то экстренные меры в сфере административного регулирования тарифов, то единственным, хотя и не очень хорошим фактором сдерживания денежного предложения остается экспорт капитала. Причем еще вопросом остается то, насколько он сдержит потребительский спрос, хотя почти наверняка ударит по инвестициям в основной капитал. Чистый отток капитала в целом из частного сектора в 2004 году, по данным Банка России, приведенным в обзоре ЦР, вырос в четыре раза по сравнению с предыдущим годом и составил около 8 миллиардов долларов. Особенно резко возрос спрос на зарубежные активы со стороны российских банков. На этом фоне произошло замедление роста капитальных инвестиций не только в экспортном секторе, но и в обрабатывающей промышленности. В экспортном секторе капитальные инвестиции в нефтедобывающем секторе сократились как в рублевом выражении (более чем на 20 процентов), так и в пересчете на иностранную валюту (оценочно, почти на один миллиард долларов, до 7 миллиардов долларов без учета вложений в транспортировку). Снизился также объем инвестиций и в цветной металлургии более чем на 7 процентов.

    Синдром круговой обороны

    Добавим к этому, что начало года на финансовых рынках также пока не сулит масштабной диверсификации ресурсов из сырьевых в обрабатывающие отрасли. Нет, или, быть может, просто пока не видно разворачивания активных мер стимулирования инноваций, новых проектов государственно-частного партнерства в инфраструктуре.

    Складывается впечатление, что, столкнувшись с первыми трудностями в реализации реформ, государство поспешило занять круговую оборону по всему периметру регулирования экономики и отношений с бизнесом. В итоге же мы имеем быстро возрастающие шансы получить дальнейшее ухудшение пропорций воспроизводства: стимулирование спроса будет способствовать росту импорта и текущему потреблению отечественных товаров повседневного спроса при подавлении инвестиций и в обработке, и в экспортных отраслях.

    Не предвидится прогресса и в регионах. Во всяком случае, в мониторингах Минэкономразвития России уже привычно рефреном повторяется практически один и тот же вывод:

    "В региональном социально-экономическом развитии Российской Федерации в 2004 году по сравнению с предыдущим годом значительных изменений не произошло". Несмотря на сохранение роста основных показателей экономического и социального развития регионов, социально-экономический потенциал страны по-прежнему концентрируется в высокоразвитых регионах. Сохраняется еще достаточно высокий уровень межрегиональных различий по уровню безработицы и доходам населения, производительности труда, объемам инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности регионов.

    Насколько быстро в этом направлении сможет развернуться новое Министерство регионального развития РФ, сказать трудно. Его основными функциями определены нормативно-правовое регулирование и совершенствование системы разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и местным самоуправлением. Правда, новое ведомство получило под свое начало целое Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Однако реальных проектов и ресурсов, способных подтянуть хотя бы полдюжины самых отсталых регионов, у новой структуры пока нет.

    Поделиться