Осталась в прошлом битва за годовой бюджет, но не настала пора сражений за новый депутатский срок. В такое затишье депутатов могут всколыхнуть разве что выборы в какой-нибудь недалекой от границ России и ее интересов стране или из ряда вон выходящие события за стенами Госдумы. И тогда с некоторым опозданием - почему-то все, что требует их особого внимания и немедленного отклика, происходит в то время, когда народные избранники на отдыхе или работают в регионах, - депутаты отзовутся на происходящее очередными обращениями, заявлениями или протокольными поручениями.
Это очень рискованное время для законотворчества. Потому что именно в такие дни некоторых парламентариев могут осенить такие законотворческие идеи, по поводу которых потом долго приходится объясняться и думскому руководству, и даже самому президенту. То они обращаются в Генпрокуратуру, требуя запретить еврейские религиозные организации как экстремистские. То призывают коллег из профильного комитета разобраться, почему во время трансляций с правительственных заседаний рекламируется брэнд японской фирмы Sony - он изображен на повернутой к телезрителям стороне мониторов персональных компьютеров, стоящих перед министрами. То снова и снова требуют какого-нибудь запрета для средств массовой информации. Запрет этот может быть самым неожиданным и непредсказуемым - в депутатскую немилость попадают не только сцены насилия, жестокости - законопроекты на эту тему в думском портфеле, кажется, неиссякаемы, - но и телевизионный "Аншлаг".
Пленарные заседания в первые недели весенней сессии, как правило, заканчиваются уже к обеду. Если не случается повода поговорить. А поводы иногда возникают - в виде очередной версии законопроекта с поправками в Закон "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи", столь же популярных проектов с изменениями в Закон "О средствах массовой информации". Или предложений - что построить на пустом месте прямо под окнами Госдумы, там, где еще совсем недавно была гостиница "Москва", где селились депутаты первых думских созывов в ожидании московских квартир, а теперь забор, украшенный рекламой. Бурные дискуссии по этим разнообразным поводам обычно заканчиваются без всяких результатов. Но их, впрочем, никто и не ждет. Вообще-то думский портфель далеко не пуст - там всегда более тысячи законопроектов. Но это в основном инициативы из регионов, далекие, по мнению федеральных депутатов, от юридического совершенства и потому обреченные на отклонение.
Вероятно, такая малопродуктивная работа в начале сессии гнетет и самих народных избранников, и они все более грозно поглядывают в сторону Белого дома, ожидая законопроектов от правительства. Обычно их ожидания начинают сбываться ближе к маю.