01.02.2005 00:00
    Поделиться

    Киев делает выбор

    Транзитный акцент

    Виктор Ющенко в ходе недавних переговоров с Владимиром Путиным подтвердил, что Украина будет развивать сотрудничество с Россией и другими соседями по СНГ, особенно в экспортном транзите нефти и газа. Российский президент высказался аналогично.

    Это неудивительно: через Украину ежегодно перекачивается из РФ до половины объемов экспортируемой нефти и почти 65 процентов - природного газа. Новый украинский президент заметил, что ЕЭП хотя и выгодно Украине, но "не должно противоречить экономическому партнерству Украины с регионом Евросоюза". Последний "аргумент" постоянно озвучивается в комментариях официальных представителей ЕС, Всемирной торговой организации и госдепартамента США в связи с участием Украины в ЕЭП.

    Более конкретно украинская делегация высказалась на днях в Кракове и Давосе. Суть "киевского" НЭПа во внешнеэкономической сфере такова:

    1. Приоритетные цели - ускоренное вступление Украины в ВТО в льготном статусе страны с переходной экономикой и схожий ("особый") статус Украины в ЕС.

    2. Взаимоотношения с Россией, другими странами СНГ и с их блоками будут строиться с учетом упомянутых приоритетов.

    3. Украина намерена стать для Евросоюза "восточным экономическим коридором"- полигоном для отработки новых форм партнерства ЕС со странами Содружества.

    Статистика такова: свыше половины украинского экспорта и почти 35 процентов импорта ныне приходится на Россию. В частности, около 70 процентов своей сельхозпродукции и примерно 60 процентов трубопрокатных изделий, свыше половины добываемых угля и марганца (по объемам поставок) Украина ежегодно сбывает в СНГ. Около 80 процентов своих энергопотребностей она обеспечивает поставками из России, Казахстана, Туркмении и Азербайджана. Впрочем, не только Украина планирует сокращать свою энергозависимость от РФ (см. таблицу).

    Торговля со странами СНГ осуществляется по ценам, которые ниже среднемировых экспортных в среднем на треть. Это выгодно Киеву, например, в сфере импорта энергосырья, но невыгодно ему по многим экспортным украинским товарам. Чтобы компенсировать выпадающие экспортные доходы Украины и других стран - участниц ЕЭП и ЕврАзЭС, Россия с 2005 года перешла на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения. Участие Украины в ЕЭП, по расчетам украинских аналитиков, добавит ей ежегодно до 350 - 500 миллионов долларов (в текущих ценах) за счет низких цен на украинский импорт из других стран ЕЭП и постепенной ликвидации ими ограничений на импорт из Украины.

    Почти 40 процентов украинского экспортного ассортимента обложено в Северной Америке, Японии, "еврозарубежье" и многих развивающихся странах всевозможными ограничениями. Но свыше половины иностранных производственных капиталовложений в украинской экономике приходится на европейское зарубежье, Северную Америку и Японию.

    Вроде бы очевидна заинтересованность Украины в приоритете для нее именно ЕЭП. Но согласованные планы ЕС и ВТО в отношении Украины предусматривают для ее экономики и внешней торговли куда более "масштабные" преимущества.

    Цена вопроса

    "РБГ" неоднократно рассматривала возможные экономические последствия льготного статуса Украины в ВТО и ЕС для России и других стран - членов ЕЭП и ЕврАзЭС. Вкратце эти последствия таковы:

    1. Россия и другие участницы ЕЭП и ЕврАзЭС будут вынуждены закупать украинские товары и услуги по повышенным ценам и не препятствовать их сбыту.

    2. Цены на поставляемые Украине энергопродукты должны быть снижены минимум на треть.

    3. Не должны чиниться препятствия реэкспорту через Украину в регион ЕЭП -ЕврАзЭС товаров и услуг из дальнего зарубежья.

    4. Отменяется согласование с Россией (и упомянутыми блоками) внешнеторговых пошлин, квот, транзитных тарифов: они должны быть снижены минимум наполовину для стран - членов ВТО и ЕС, а для стран, не участвующих в этих блоках,- повышены самое меньшее на четверть.

    5. Долги Украины перед РФ и другими странами - членами ЕЭП и ЕврАзЭС (как и в рамках Парижского клуба) подлежат полному или частичному списанию, запрещается конвертация этой задолженности в экономическую собственность кредиторов.

    6. В рамках ЕС и ВТО будет отменено большинство ограничений на импорт из Украины.

    На таких условиях приняты в ВТО Киргизия - участница ЕврАзЭС, страны Балтии, Грузия, ассоциированные с ЕврАзЭС Армения, Молдавия. По мнению многих экспертов, из-за быстрой переориентации таможенно-тарифной политики Украины, во-первых - максимальные убытки получат ее восточные регионы, традиционно ориентирующеся на российский рынок. Во-вторых, в сложном социально-экономическом положении окажутся соседние с Украиной регионы РФ и Белоруссии. А в-третьих, проблемы России с ЕС и ВТО охватят почти всю территорию экс-СССР.

    Противопоставить такому сценарию что-либо существенное трудно, хотя бы из-за стратегической, подчеркнем, зависимости России и Казахстана от украинского "нефтегазотранзитного коридора", обеспечивающего до 25 - 35 процентов среднегодовой экспортной выручки РФ и почти 60 процентов - Казахстана. Как сообщала "РБГ", транзит нефти через Украину подорожал с января этого года, что повышает среднегодовые транзитные расходы России и Казахстана соответственно на 130-150 и 80-90 миллионов долларов. Возможно удорожание и украинского транзита газа. Суммарные же убытки России от упомянутых условий вхождения Украины в ВТО и "европространство" прогнозируются, по предварительным экспертным оценкам, минимум в полтора миллиарда долларов за год, остальных стран - участниц ЕЭП и ЕврАзЭС - в целом в 1,8 - 2 миллиарда долларов ежегодно.

    Планирует Киев и вернуться к результатам приватизации некоторых крупных предприятий, что может затронуть интересы российских собственников, особенно на востоке Украины.

    Чья интеграция быстрее?

    В Кракове и Давосе В. Ющенко фактически заявил о возможном выходе Украины из ЕЭП: "Многие из прежних внешнеэкономических соглашений, в том числе с соседями по СНГ, до сих пор не обнародованы, а Украина при реализации региональных проектов впредь будет руководствоваться национальными интересами, тем, чтобы они не препятствовали ее стратегической цели - интеграции в Евросоюз".

    "Про ЕЭП теперь можно забыть, - считает белорусский экономист Ярослав Романчук. - В принципе ЕЭП до сих пор было исключительно переговорами, проектами и "бумагой". В Киеве власти взяли курс на вступление, подчеркиваю, в 2005 году в ВТО. А ВТО стремится повсеместно сократить сферу действия и влияние местных зон свободной торговли. Больше, чем нормальные двусторонние отношения, Украина Беларуси, например, не предложит". А по мнению белорусского политолога Валерия Карбалевича, "Союз Беларуси и России продвинулся гораздо дальше ЕЭП и фактически уже работает".

    Похоже, государствам - членам ЕврАзЭС и ЕЭП предстоит выработать политику быстрого реагирования на возможное "выпадение" Украины по крайней мере из зоны свободной торговли СНГ.

    Иллюстрация:

    Поделиться