01.02.2005 03:00
Поделиться

Спрос рождает спрос

У нас особенная стать

2004 год оказался чрезвычайно благоприятным для российской экономики с точки зрения внешней конъюнктуры. Мировые цены на сырье и энергоносители - наши основные экспортные товары - стабилизировались на беспрецедентно высоком уровне. А экспортный спрос, на долю которого традиционно приходится не менее трех четвертей прироста промышленного производства, вырос, по предварительной оценке, на 33,8 процента, достигнув 181,9 миллиарда долларов. На этом фоне увеличение объема инвестиционного спроса составило 10,9 процента, а розничный товарооборот, характеризующий реализованный потребительский спрос, вырос на 12,2 процента.

Здравый смысл подсказывает, что темп экономического роста должен быть выше темпов увеличения спросовых факторов. Однако действительность далека от этих ожиданий.

Про телегу и лошадь

По данным Росстата, в 2004 году прирост промышленного производства составил всего 6,1 процента. Схожая ситуация и на уровне экономики в целом. Выпуск продукции и услуг базовых отраслей (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, розничная торговля) оказался на 6,6 процента больше, чем в 2003 году. Иными словами, темпы увеличения экономического роста в 1,7 раза отстают от динамики самого "медленного" из спросовых факторов - инвестиционного спроса и в 5,1 раза ниже показателей наращивания экспорта.

И что интересно - такая ситуация повторяется из года в год. Например, в 2003 году темп прироста производства базовых отраслей экономики составил 7,3 процента. При этом экспорт увеличился на 26,7 процента, инвестиции - на 12,5, а оборот розничной торговли - на 7,5 процента.

Обобщенный индекс спроса

Чтобы точнее определить "нерыночное поведение" российской экономики, нами был разработан спросовый индекс хозяйственной конъюнктуры.

В основу этого показателя были заложены индикаторы, отражающие элементы совокупного спроса. Для потребительской сферы это реальные располагаемые доходы населения, вклады населения в банки, а также оборот розничной торговли; для экспортных операций - индекс цен на основной экспортный товар - сырую нефть URALS; для инвестиционной сферы - индекс кредитных вложений банков в инвестиционные проекты российских предприятий. Для характеристики ценовых процессов использовался индекс ценового опережения. Он показывает, на сколько цены в промышленности растут быстрее по сравнению с ценами в потребительской сфере. Практика свидетельствует, что, чем больше перегрев в области спроса, тем больше потребительские цены отрываются от цен производителей промышленной продукции.


Для сопоставимости мы представили все данные по отношению к январю 1995 года, уровень которого был принят за 100. Аналогичный принцип, кстати, используется для расчета индекса РТС, характеризующего динамику развития фондового рынка. Только там за базу принят уровень на 1 сентября 1995 года. По состоянию на 31 декабря 2004 года значение индекса РТС составило 614,11 пункта.

Принятые факторы входят в спросовый индекс хозяйственной конъюнктуры с определенными весами, расчет которых основан на средних коэффициентах корреляции, то есть показателей тесноты связи.

Опережая производство

Сравним теперь, как соотносится построенный спросовый индекс хозяйственной конъюнктуры с динамикой промышленного производства в нашей стране.

Все составляющие индексов были подвергнуты сезонной корректировке, а показатель объема промышленного производства - также и календарной корректировке.

Сразу бросается в глаза, что спросовый индекс хозяйственной конъюнктуры в последние годы существенно опережает индекс производства промышленной продукции, подтверждая тем самым наши предварительные результаты. Например, к началу 2005 года конъюнктурный показатель составлял 254,6 пункта, тогда как индекс физического объема промышленного производства едва превысил 119,9 пункта. При этом частные спросовые показатели росли значительно быстрее, чем совокупный выпуск промышленности. Так, индекс вкладов в банки по итогам 2004 года превысил 381,5 пункта; кредитных инвестиционных вложений - 360,4 пункта; цен сырой нефти URALS - 214,8 пункта; оборота розничной торговли - 162,8 пункта; реальных располагаемых доходов населения- 125,5 пункта. И это при том, что состояние в спросовой сфере еще далеко от перегрева: индекс опережения потребительских цен оптовых цен промышленной продукции составил всего 88,3 пункта.

Очевиден постоянно увеличивающийся отрыв спросового индекса хозяйственной конъюнктуры от индекса промышленного производства. Если в январе 1999 года, то есть вскоре после августовского кризиса 1998-го, спросовый индекс опережал индекс промышленного производства всего на 8 процентных пунктов, а в январе 2002 года - на 39,6 процентных пункта, то к концу 2004 года эта разница достигла своего максимума - 131,7 процентного пункта.

Импорт объясняет не все

Получается, что конъюнктурные возможности, предоставляемые рынком, далеко не полностью используются российскими предприятиями. Можно было бы предположить, что столь существенное отличие темпов развития показателей совокупного спроса и темпов промышленного роста вызвано тем, что все большая часть покупательной способности отечественных потребителей переключается на приобретение импортной продукции, уменьшая тем самым реальные объемы производства относительно потенциальных. Действительно, показатели увеличения импорта впечатляют. По предварительной оценке, за 2004 год стоимостный объем импорта вырос на 23,8 процента.

Однако если посмотреть на структуру внешней торговли, то "импортное" объяснение постоянного отставания темпов роста от динамики спроса выглядит неубедительным. Основными факторами, обеспечившими рост импорта, стали ввоз сырья, необходимого для отечественной промышленности, а также приобретение зарубежных машин и оборудования. Все эти виды импорта скорее способствуют экономическому росту, чем сдерживают его. Не случайно машиностроение и металлообработка, которые формально должны были больше всего пострадать от "конкурирующего" инвестиционного импорта, в течение 2004 года лидировали по темпам наращивания производства. По данным Росстата, увеличение выпуска продукции машиностроения и металлообработки за 2004 год составило 11,7 процента, что, как легко заметить, соответствует динамике спросовых показателей.

Не по рыночным стандартам

Основной причиной "расхождения" спроса и выпуска, на наш взгляд, является сохранение стратегических ограничений в развитии российской промышленности, связанных с качеством ее управления, квалификацией персонала, состоянием основных фондов.

Рассмотрим, к примеру, ситуацию с занятостью. Индекс безработицы составил в декабре 99,6 пункта, свидетельствуя о нарастающей потребности предприятий в рабочей силе. Все больше компаний отмечает нехватку квалифицированных кадров как один из основных факторов, тормозящих рост производства. Согласно результатам опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП), к середине 2004 года практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности произошло усиление ограничений производства, обусловленных качеством (читай - недостаточной квалификацией) рабочей силы. Например, в легкой промышленности такие ограничения в 2003-2004 годах испытывали 35-40 процентов предприятий против 10 процентов в 1999 году, в лесной индустрии - 29-33 против 13 процентов, в промышленности строительных материалов - 21-26 против 9 процентов.

В структуре инвестиций до сих пор доминируют вложения в текущий и капитальный ремонт, модернизацию существующих машин и оборудования. Такие вложения осуществляет 69 процентов предприятий. Причем среди них, как свидетельствуют результаты опросов Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ (ЦЭК), 90 процентов - предприятия нефтепереработки, 85 - компании газовой промышленности, 80 - предприятия черной металлургии, 78 процентов - электроэнергетических компаний. Не случайно индекс вложений в основной капитал почти в 2,5 раза отстает от темпов расширения инвестиционных возможностей, определяемых динамикой кредитования предприятий.

Таким образом, инвестиционные вложения последних лет, увеличение занятости и другие изменения в производстве в значительной своей массе оказались недостаточно эффективными для того, чтобы кардинально изменить ситуацию в российской индустрии. И это один из ключевых моментов, по которому российское производство не вписывается в рыночную экономику. Технологическое, квалификационное и управленческое наследие плановой эпохи до сих является значимым фактором, сдерживающим темпы экономического роста и не позволяющим российской промышленности в полной мере использовать предоставляемые рынком спросовые возможности. А значит, можно однозначно говорить о том, что отечественная экономика все еще далека от рыночных стандартов.

Учитывая эти обстоятельства, можно сделать следующий прогноз на ближайшую перспективу. К концу первого квартала 2005 года индекс среднесуточного выпуска промышленного производства в России увеличится по сравнению с декабрем 2004 года на один процентный пункт. При этом спросовый индекс хозяйственной конъюнктуры вырастет на 9,9 пункта. То есть спрос по-прежнему будет расти быстрее предложения.