02.02.2005 02:00
    Поделиться

    Каждый второй житель развитых стран безграмотен

    Россиян проверят на интеллект

    Каждый второй житель развитых стран безграмотен в повседневной жизни. Такие неожиданные результаты получили зарубежные ученые, проводившие исследования в 30 развитых странах мира. На очереди - Россия. Здесь тестирование проведет Институт комплексных социальных исследований (ИКСИ) РАН. Но стоит ли нашей стране вступать в игру? На этот и другие вопросы "РГ" отвечает ученый секретарь института Григорий Ключарев.

     

    - Судя по результатам, больше половины землян интеллектуально не готовы к современной жизни. Мы поглупели?

    - Вовсе нет. Просто исследование было направлено не на абстрактные знания, а на конкретные навыки. К примеру, людей проверяли, могут ли они разобраться в инструкции к пылесосу, подать исковое заявление в суд, спрашивали, как поменять квартиру. Куда обратиться, если обманул работодатель. Причем, в заданиях оговаривалась "специфика" страны: где-то, чтобы добиться оптимального результата, нужно идти к главному мафиози, а где-то - обратиться в суд. Эксперты обратили внимание, что обыватели из развитых стран с трудом учатся решать самые простые задачи. Представьте, покупателям объясняют, как отличить залежавшийся сыр в герметичной упаковке от свежего. Затем просят применить полученные знания на практике. И больше половины терпят фиаско.

    - Исследования проводились по заказу Всемирного банка и Организации европейского сотрудничества и развития. Зачем этим могущественным организациям знать, сумеет ли, условно говоря, дядя Вася из Урюпинска включить стиральную машину?

    - Бросать деньги на ветер там не привыкли. Тестирование же в каждой стране обходится примерно в миллион долларов. А интерес чисто экономический. Прежде чем вкладывать деньги в образование и производство той или иной страны, банкиры хотят знать, насколько народ там обучаем, или правильнее сказать, хочет и может чему-то научиться. Пока Россия слабо инвестируется и медленно интегрируется в мировой рынок труда, потому что не прозрачна. Всемирному банку не понятно, сможет ли население работать на новых предприятиях.

    Впрочем, подобные знания не помешали бы и нам самим. Это позволило бы улучшить систему образования, выявить регионы, куда выгодней пускать деньги для развития той или иной сферы знаний. Есть и более конкретные задачи.

    - Кто же по современным меркам считается грамотным?

    - Во времена Лютера и Кальвина им считался человек, который умел читать Библию. Когда принимали Всемирную декларацию прав человека в 1948 году, требования к грамотеям расширились до десяти пунктов. Среди них были, скажем, навыки оказания первой помощи и ухода за пожилыми людьми. Сейчас в Европе понятие грамотности заменили компетентностью. Это способность человека выполнять свою работу, предоставлять те услуги, которых требует рынок.

    Впрочем, следуя этой логике, можно считать грамотным, скажем, шофера из Туниса, который хорошо знает Берлин и возит пассажиров кратчайшим путем, но при этом ни слова не знает по-немецки. А преподаватель, например, МГУ, у которого нет персональной странички в Интернете, в оценках Всемирного банка, неграмотен.

    - И какой же части российского общества может понадобиться ликбез?

    - Исследование в России находится пока в стадии подготовки. Но откровенно скажу, есть у нас специалисты, которые считают, что результаты будут, мягко говоря, неважными, поэтому лучше и не выносить сор из избы. Например, Польша, которая участвовала в первой волне исследования грамотности, заняла последнее место в тридцатке. Значит, безграмотных среди поляков оказалось гораздо больше шестидесяти процентов. Не хочу проводить прямые аналогии с Россией, но...

    За основной показатель в нашей стране до сих пор принимался так называемый индекс грамотности: доля взрослого населения в возрасте 15 лет и старше, которое может с пониманием прочитать и написать простой текст, скажем, письмо родственникам. На западе к этим традиционным критериям добавлен еще и навык счета. На это была весомая причина. Оказалось, что даже в тех странах, где введено всеобщее 10-летнее образование, четверть народа просто не умеет считать. В Норвегии прошли судебные процессы против медсестер, которые неправильно рассчитывали дозировку лекарств, потому что не знают элементарных математических действий. Около 70 процентов младшего медперсонала не смогли выполнить несложные задания тестирования. По официальным данным, из-за такой безграмотности в больницах и домах престарелых скончались около тысячи человек. Да и сами больные, покупая лекарства в аптеках, не в состоянии перевести миллиграммы на упаковке в граммы из рецепта.

    - По каким критериям россияне будут получать оценки?

    - Среди индикаторов грамотности, помимо чтения, письма и счета и умения учиться, будет учитываться и уровень общей культуры. В частности, наших соотечественников спросят, способны ли они с пользой для души использовать свое свободное время, как представляют свои гражданские обязанности как избирателя, потребителя.

    Поделиться