02.02.2005 01:00
    Поделиться

    Научно-популярные журналы замахнулись на вечные проблемы

    Химия и жизнь

    Сказать, что творение Р. Моуди "Жизнь после жизни" стала и остается до сих пор бестселлером, значит ничего не сказать. Она давно уже превратилась в настольное пособие для миллионов людей. Книга собрала под свои страницы множество фанатиков и поклонников, которым для полноты мироощущения не хватало одного: подтверждения, что душа бессмертна. В трагический для человека момент она не исчезает, а всего лишь покидает бренное тело. Доводы ученых, что все описанные Моуди картины - лишь галлюцинации умирающего мозга, вызывают у поклонников американского психиатра снисходительную улыбку.

    Так что их вряд ли заинтересует расследование, предпринятое кандидатом биологических наук В.В. Александриным. Но тот, кто хочет понять, что же происходит, когда "летает душа", прочтет статью, не отрываясь.

    Итак, куда же она путешествует, когда человек оказывается в состоянии клинической смерти? Чтобы выяснить это, ученые проследили, в какой последовательности нейроны мозга издают последний и отчаянный сигнал "SOS!". Оказалось, сначала он идет из зрительной, а затем слуховой зоны.

    А теперь внимание! Именно на них хирурги во время операций на мозге экспериментировали: воздействовали электрическим током. И пациенты - а они при этом бодрствовали - видели те же картины, что и люди в состоянии клинической смерти: движение к свету по длинному туннелю, звенящий шум, колокольный звон и т.д. В статье последовательно рассказывается обо всех перипетиях, которые "душа" испытывает в мозге.

    И конечно, и противников, и сторонников новомодных теорий Моуди привлечет еще одно расследование журнала. На этот раз сугубо земных вопросов: мифы или реальность многие наши расхожие бытовые представления? Например, правда ли, что серебряная посуда убивает бактерии в воде? Можно ли получить на кухне "живую и мертвую воду" и способна ли она что-то вылечить? Насколько страшен дейтериевый чай В.В. Похлебкина? Действительно ли в процессе кипячения увеличивается доля тяжелой воды, если не сливать остатки из чайника?

    Знание - сила

    Спросите любого поклонника романа "Мастер и Маргарита", кто его главный герой? Одни называют Иешуа, то есть Иисуса, другие - Мастера, третьи - Воланда. Филолог Юрий Кривоносов, автор одной из статей январского номера журнала, доказывает, что на самом деле главный герой - Понтий Пилат. Но почему именно он?

    Филолог считает, что для Булгакова важен был прежде всего не евангельский сюжет, а злободневная, кошмарная реальность СССР конца 30-х годов: по всей стране шли повальные аресты и казни при полной незащищенности человека. И главное - вина героя в том, что он выносит заведомо неправосудный приговор, зная о невиновности подсудимого.

    Вообще в романе много наводок, что именно Пилат - главный персонаж. Но есть и совсем прямое указание: обрушившиеся на Мастера критики требуют "ударить, и крепко, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать". Итак, "пилатчина" - общественное явление, широко распространенное в стране, терзаемой сталинским режимом, и суть его - расправа над невиновными людьми.

    Не менее глобальная тема обсуждается в другой статье номера "Тепло из холода". У знаменитого фантаста Айзека Азимова есть роман о том, как ученые неожиданно обнаружили энергетический канал, соединяющий нашу Вселенную с соседней, о существовании которой ранее и не догадывались. По каналу происходила перекачка энергии из одного мира в другой.

    Невероятно? Но давний автор журнала доктор физико-математических наук Владилен Барашенков вместе с Михаилом Юрьевым считают, что, несмотря на всю фантастичность сюжета, эта идея не лишена смысла. Последние исследования астрофизиков позволяют предположить, что существует так называемая "теневая" Вселенная, но мы пока этого не замечаем. Этакий мир-невидимка.

    И совсем уж поразительная идея авторов связана с тепловыми насосами. Эти необычные устройства, которые "качают" тепло из холода, уже стали реальностью, они обогревают дома за счет охлаждения наружного воздуха. А если взглянуть на тепловые насосы, что называется, в мировом масштабе? Тогда оказывается, что в принципе с их помощью можно перекачивать энергию из "холодной" Вселенной в другую, постоянно поддерживая в ней приемлемый тепловой уровень. По мнению авторов статьи, законы физики такие чудеса не исключают.

    Наука и жизнь

    Почему в глухие времена Средневековья, когда женщина даже и человеком-то по-настоящему не считалась, вдруг возник загадочный и прекрасный образ Прекрасной Дамы? Ответ ищет кандидат философских наук Ольга Андреева.

    Согласно Библии, именно любопытство женщины стало причиной ужасных последствий для рода человеческого. Что же удивляться, если тогдашняя мораль настоятельно рекомендовала жену бить и желательно почаще. И вообще церковь советовала мужчинам держаться от дочери дьявола подальше, считалось, что настоящим христианином может быть только девственник.

    Семьей называлось совместное проживание многочисленных родственников со стороны мужа. Количество жен не регламентировалось. Вообще автор приводит поразительные по своей печали и трагизму женские истории, по сравнению с которыми судьбы нынешних дам из душещипательных телепередач кажутся добрыми сказками.

    И вот на этом трагическом фоне вдруг началось победное шествие по Европе Прекрасной Дамы. Откуда возник этот удивительный образ? Почему, просуществовав в воспевшем его трубадурском искусстве всего 30 лет, он остался в культуре человечества на века? Об этом рассказывается в статье "Культ Прекрасной Дамы".

    Поделиться