02.02.2005 03:15
    Поделиться

    Правда о Сталинградской битве

    Сегодня - День Сталинградской Победы. Дата не юбилейная, потому не громкая. И только живя в этом городе, понимаешь: сколько бы ни прошло лет, та Победа всегда должна отмечаться как большой праздник. Кто знает, что сталось бы со страной, с миром, если бы Сталинград не устоял? Если бы гитлеровцы и примкнувшие к ним итальянские, венгерские, румынские фашисты вкупе с разномастными легионами чуть ли не со всей Европы взяли верх.

    А ведь они были близки к этому. Они уже готовы были праздновать свой успех. Двадцать третьего августа 1942-го немецкое радио вещало: "Взятие крепости на Волге, города, носящего имя русского лидера, - дело считаных часов! Слушайте наши сообщения! Не отходите от приемников. Иначе вы прозеваете исторический момент - сообщение о взятии Сталинграда". А в эти самые часы немецкие летчики обрушили на город невиданное количество авиабомб. Мир доселе не знал ничего подобного. За один только день воздушной операции свыше тысячи самолетов врага превратили в руины большую часть цветущего города.

    Мы до сей поры не знаем точно, сколько мирных граждан погибло в тот черный день. Есть официальная статистика советского времени - примерно сорок две тысячи человек. Но есть и другие цифры. Ведь здесь в то лето собрались беженцы из многих западных регионов страны. Их было около трехсот тысяч. И они верили, что уж город Сталина не сдадут точно. Эту веру поддерживало и тогдашнее руководство. Можно считать тягчайшим преступлением против собственного народа установку вождя и его окружения даже не готовиться к эвакуации. Более того, любое упоминание об этом могло рассматриваться как распространение панических настроений.

    Есть историки, утверждающие, что жертв в первый день массированных бомбардировок было никак не меньше двухсот тысяч. Так сколько же их было на самом деле? Это один из главных вопросов, на который пока нет ответа.

    А вот еще один. Ранним утром в тот же день 14-й танковый корпус генерала фон Виттерсгейма, смяв сопротивление немногочисленных советских частей, фронтом до шести километров вышел к северу Сталинграда. Немцы поставили танки прямой наводкой на Тракторный завод и... остановились. Преграды на пути в город у них не было. Нельзя же считать серьезным препятствием для такой армады три батареи 85-мм зенитных пушек. Девушки-зенитчицы проявили поистине железное мужество, до последнего пытаясь подбить вражеские машины. Но были расстреляны. В спешном порядке от СТЗ навстречу неприятелю вышли два танка и три трактора, обшитые броневой сталью. За ними двигался батальон рабочих-ополченцев, вооруженных кто чем. Большинство имело в руках лишь трехлинейки. Некоторым вообще не выдали оружия, надеясь, что раздобудут в ходе боя. К вечеру все они полегли неподалеку от своего завода. Но танки так и не двинулись в город.

    Говорят, Виттерсгейм боялся, что на улицах его машины станут легкой добычей и запылают как факелы. Он взял день передышки для выяснения обстановки. Этот день, возможно, и спас Сталинград. И кстати, стоил немецкому комкору должности. Но тогда генерал, судя по всему, даже предположить не мог, что в городе просто нет регулярных войск. Они подошли только на следующие сутки. И начались затяжные бои. Сегодня и подумать-то страшно, что фашисты могли победным маршем пройти через весь Сталинград уже вечером 23 августа. И тогда нашим войскам пришлось бы отбивать город. А горожане и эвакуированные, уцелевшие в аду первой бомбежки, оказались бы без всякой защиты и возможности переправиться на левый берег.

    Но история, как известно, не имеет альтернативы. На улицы города война пришла только 13 сентября. А 14-го берлинское радио опять поспешило объявить о падении Сталинграда. Может, впервые в истории военные журналисты вели из осажденной крепости прямой репортаж на Германию. Так что за успешным продвижением гитлеровских войск мог следить весь мир. Мы знаем, что тому репортажу не суждено было закончиться фразой, которую так ждали в рейхе: "Сталинград пал".

    Только мужеством и беззаветной любовью к Родине можно объяснить тот факт, что вопреки всем законам военной науки Сталинград не сдался под натиском превосходящих сил врага. И явил всем чудеса массового героизма. Кто не знает про подвиг маленького гарнизона Дома Павлова (так в те дни его называли в боевых донесениях). 58 дней и ночей не могли фашисты выбить два с половиной десятка бойцов из одного отдельно взятого здания, прикрывавшего выход к Волге. Но мало кому известно, что рядом с ним, на пересечении улиц Пензенской и Солнечной, стояла точно такая же четырехэтажка. Она вклинивалась в боевые порядки наседавших фрицев. Ее под покровом ночи 18 сентября заняла группа гвардии лейтенанта Николая Заболотного. Почти одновременно с Павловым он доложил на КП о выполнении задачи. По имени командира в сводках значилось и это здание. Так знаете ли вы хоть что-нибудь о Доме Заболотного? Вряд ли.

    Фашисты так и не смогли взять дом штурмом, хотя атаковали его по нескольку раз в день. И тогда они подтянули орудия крупного калибра и просто снесли четырехэтажку. Под обломками погибла вся группа отважных бойцов. Пулемет Павла Демченко, найденный среди груды кирпича, стал потом экспонатом номер один нашего музея-панорамы.

    А много ли мы знаем о судьбе тех солдат и офицеров, что попали в плен и были помещены в концлагеря? Представьте, вокруг Сталинграда было 47 лагерей, в которых, по скудным данным, могли находиться не менее семидесяти тысяч человек. От жутких условий, голода и холода люди умирали ежедневно сотнями и тысячами. Сколько тех, кто погиб там, до сих пор числятся пропавшими без вести? Двадцать тысяч? Тридцать? Сорок? Вот еще один вопрос без ответа.

    Да, мы многого не знаем. Даже имена всех погибших бойцов Сталинградского ополчения не установлены. Они тоже среди пропавших без вести. Об этой категории вообще отдельный разговор. Директор музея-панорамы "Сталинградская битва" Борис Усик считает, что в земле на территории нынешней Волгоградской области лежат незахороненными более двухсот тысяч советских воинов. Стыдно, но представители проигравшей стороны на нашей же земле ежегодно разыскивают на порядок больше своих, чем мы у себя дома. В Германии создана специальная общественно-государственная организация, занимающаяся этим делом. У нас же благородную миссию поиска взвалили на себя самодеятельные молодежные отряды. Единственное орудие их труда - лопата. Им, конечно, надо сказать огромное спасибо и одновременно спросить у государства: неужто поиск пропавших без вести защитников Отечества не есть его святая обязанность?

    Говорят, война не окончена, пока не захоронен последний солдат. Судя по всему, мы нескоро покончим с той войной. А может, по примеру немцев и нам создать такой же фонд? Если у государства не найдется денег, можно было бы попросить их у бизнеса. Уверен, не откажут. Как-то я слышал предложение об учреждении Всероссийского фонда розыска. Но дальше слов ничего не продвинулось. Между тем патронировать деятельность этой организации мог бы сам президент страны. Тогда тем паче деньги бы вмиг нашлись. А штаб-квартиру фонда мы предлагаем разместить в Волгограде. У нас здесь и опыт есть, и фронт работ немалый. Отсюда можно было бы объединить и координировать работу отрядов поисковиков по всей стране. Но на ином уровне.

    От того же Бориса Григорьевича Усика однажды услышал, что о Сталинградской битве мы сегодня знаем едва ли половину правды. Это недопустимо. Это нечестно и по отношению к тем, кто отдал свою жизнь за город, и по отношению к молодым. Они ведь особенно остро чувствуют не то что ложь, а даже всякую недосказанность.

    Впрочем, все это только часть наших обязательств перед поколением победителей. В преддверии большого юбилея Победы надо бы не только отметить величие подвига советского народа и его армии, но и не забыть о самом насущном. Мы в Волгограде, к примеру, реализуем программу предоставления жилья нуждающимся ветеранам. Занимаемся телефонизацией их квартир. Все это не праздничные, а вполне будничные дела. Но без них поблекнет и блеск предстоящих торжеств.

    И еще. Мне кажется, мы и сами-то не осознали в полной мере, что такое Сталинградская битва. Что значит она для истории человечества? Вы посмотрите, как умело воспевают те же американцы подвиги своих солдат во Второй мировой. Не хочу обидеть ни их, ни других союзников, но никакое иное сражение не сопоставимо с битвой на Волге. Ни по масштабу, ни по людским потерям, ни по своей исторической значимости. Людям старшего поколения не надо повторять сей непреложный факт, а вот многие молодые этого не знают. А откуда им знать, когда в учебниках истории битве уделены всего пара абзацев?

    На федеральном уровне разработана целая программа патриотического воспитания молодежи. Но ей суждено остаться лишь документом для архива, если мы не научимся не только в бизнесе, но и в деле воспитания идти в ногу со временем. Конечно, надо выделять средства для создания фильмов, журналов, мультимедиа на патриотическую тему. Именно сегодня, потому что завтра надо будет уже перевоспитывать. Что неизмеримо труднее и затратнее. И потом, неужели непонятно: великого будущего, о котором мы все мечтаем, не может быть без великого прошлого.

    Евгений Ищенко

    ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

    ВОЛГОГРАДА

    Поделиться