Этот закон от 27 июля 2004 г. реализует одно из важнейших конституционных прав равного доступа граждан к государственной службе нашей страны. В его развитие президентом Российской Федерации изданы указы "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" и "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации", публикуемые сегодня в "Российской газете". По этому поводу наш корреспондент обратился за разъяснениями к помощнику президента Российской Федерации Виктору Иванову.
- Виктор Петрович, по сравнению с прежним законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. новый закон довольно объемный, затрагивающий обширную сферу вопросов, которые касаются не только самих государственных гражданских служащих, но и всех граждан. В числе важнейших положений в нем содержатся нормы о поступлении на гражданскую службу и замещении должностей гражданской службы по конкурсу. В чем заключается новизна этих норм закона и значение президентских указов?
- Прежде всего хочу обратить внимание на новизну и значимость самого закона. Он устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы. Предметом его регулирования являются отношения, связанные с поступлением именно на гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также правовым положением федерального гражданского служащего и гражданского служащего субъекта Российской Федерации. Его принятие вытекает из положений Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", где была определена система государственной службы, состоящая из трех видов: государственной гражданской, военной и правоохранительной службы, каждый из которых должен быть урегулирован соответствующим федеральным законом.
Действительно, один из ключевых моментов Закона о гражданской службе - регламентация института конкурса, который обеспечивает право граждан поступать на гражданскую службу и позволяет проводить отбор достойных претендентов, отвечающих предъявляемым законом требованиям профессионализма и компетентности. Говоря о значении и содержании указов президента, стоит подчеркнуть, что одним из них утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а другим - Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Этими документами определяются соответственно порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, а также порядок аттестации тех, кто уже замещает такие должности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
- А разве в ранее действовавшем законе не было положений о необходимости проведения конкурса при назначении чиновников на должности?
- В известной мере вы правы. Формально подобные нормы существовали, но фактически не работали механизмы их реализации. Не были в должной мере разработаны и реализованы соответствующие процедуры. Проведение подобных конкурсов без должного организационно-правового, информационного и экономического обеспечения затрудняло реализацию гражданами России своего неотъемлемого конституционного права на равный доступ к должностям государственной службы. Приходится признать, что в государственных органах такие конкурсы проводились крайне редко, от случая к случаю. В руках недобросовестных деятелей конкурс порой превращался в инструмент создания собственного имиджа "прогрессивного руководителя". Теперь созданы все необходимые условия для системной и регулярной работы по проведению открытых конкурсных процедур, доступных для любого российского гражданина, который имеет возможность воспользоваться своим конституционным правом.
- Могли бы вы более конкретно разъяснить, кто из граждан России может претендовать на участие в конкурсе?
- Гражданин в возрасте от 18 до 65 лет, изъявивший желание участвовать в конкурсе, должен представить в государственный орган ряд документов по установленному перечню (личное заявление, собственноручно заполненную анкету, копии паспорта и трудовой книжки, документы о профессиональном образовании, стаже работы и квалификации, медицинское заключение об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению). Кроме того, он должен владеть государственным языком и соответствовать установленным законодательством квалификационным требованиям к вакантной должности. Такие требования определяются должностными регламентами, являющимися составными частями административных регламентов государственных органов. С этими требованиями и должностными регламентами, как и с правилами самого конкурса, можно будет ознакомиться в периодических печатных изданиях, на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
С согласия гражданина может проводиться процедура оформления его доступа к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой он претендует, связано с использованием таких сведений. Достоверность представленных сведений подлежит проверке в установленном порядке.
- Проведение конкурса предусмотрено только для впервые поступающих на гражданскую службу?
- Нет, закон и конкретизирующий его положения указ президента определяют порядок проведения конкурса и для гражданского служащего, чем обеспечивается реализация его законом установленного права на должностной рост в соответствии со своей квалификацией. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе, независимо от того, какую должность он замещает на период его проведения.
- А могут ли быть случаи, когда конкурс не проводится?
- Да, при определенных ситуациях конкурс не проводится: при заключении срочного служебного контракта; при назначении на должность гражданской службы гражданина, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. В некоторых случаях конкурс может не проводиться по решению соответствующего государственного органа. Например, при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на должности, не требующие высшего образования.
- А может ли претендент получить отказ на участие в конкурсе?
- Да, может в связи с несоответствием квалификационным требованиям по открывшейся вакансии, а также в связи с ограничениями по гражданской службе. Претендент, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с российским законодательством.
- Сам ли руководитель государственного органа проводит конкурс и принимает решение?
- Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется постоянно действующая конкурсная комиссия. Ее состав образуется из представителя руководителя госоргана и уполномоченных им гражданских служащих (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, правового подразделения и того, по вакансии которого проводится конкурс), представителя органа по управлению государственной службой, а также независимых экспертов, специалистов в области государственной службы. Число независимых экспертов при этом должно составлять не менее четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
- Теперь разъясните, пожалуйста, суть проведения аттестации: каковы ее цели и сроки?
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности данного вида государственной службы при сокращении должностей в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда. Поэтому аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. В общем порядке она проводится один раз в три года, но может быть и особый порядок. Например, внеочередная аттестация может проводиться по соглашению сторон служебного контраста с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Другими случаями могут быть ситуации, связанные с решениями о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе либо изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
- А каковы последствия аттестации? Чем они грозят чиновникам?
- Профессионалу и добросовестному специалисту они ничем не грозят. По результатам аттестации может быть принято одно из следующих решений: соответствует замещаемой должности, соответствует и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста; соответствует замещаемой должности при условии прохождения профессиональной подготовки или повышения квалификации; не соответствует замещаемой должности. Кстати, результаты аттестации могут быть обжалованы аттестуемым. Хочу заметить, что для соблюдения принципов объективности аттестация проводится комиссией, состав которой формируется в том же порядке, как и конкурсной комиссии, т.е. с обязательным участием независимых экспертов - представителей научных, образовательных учреждений и других организаций. Такой состав должен исключать возможность возникновения конфликта интересов, способного повлиять на результаты принимаемых аттестационной комиссией результатов.
- Позволят ли предусмотренные механизмы улучшить кадровый состав государственного аппарата и повысить эффективность деятельности чиновников в интересах общества и отдельного человека?
- С этой целью и проводится реформа. Неслучайно указы о конкурсе и об аттестации подписаны президентом одними из первых в большом блоке других стоящих на очереди нормативных правовых актов, направленных на конкретизацию отдельных положений Федерального закона о государственной гражданской службе.