Документ поддержали практически все присутствующие. Тем же, кто был не согласен с рядом положений, а среди таких оказался глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, премьер посоветовал побольше работать.
О том, что премьер-министр явно поддерживает документ, разработанный в ведомстве Артемьева, было ясно с самого начала. Предваряя доклад главы ФАС, Михаил Фрадков рассказал о том, что в стране сложились практически все институты современной экономики, тем не менее их главная проблема заключается в недостаточной эффективности. "Мы видим, что отдельные рынки и отдельные производства сильно монополизированы, а иногда целиком рыночные институты являются монопольными", - заметил глава правительства. Именно поэтому кабинет министров и поторопил разработчиков законопроекта.
Да и с доверием инвесторов в последнее время у российской власти не все складно. Дело "ЮКОСа" отпугнуло недоверчивых инвесторов. Поэтому сейчас кабинет всеми силами старается создать или хотя бы продекларировать четкие и неизменяемые правила для бизнеса.
К тому же "уровень доверия бизнеса к власти и государству формируется в зависимости от эффективности реализации системы правоприменения", - считает премьер. В общем, государство заинтересовалось тем, чтобы бизнес работал эффективно и имел максимальный доступ к ресурсам.
Поскольку подавляющее большинство российских компаний чувствует на себе давление монополий и вынуждено закрывать свой бизнес, ведомство Артемьева решило сконцентрироваться именно на гигантах. При этом малые и средние предприятия практически выводятся новым законом из-под антимонопольного контроля. В частности, предлагается увеличение пороговой суммы сделок, для которых необходимо одобрение или согласие антимонопольных органов. Сейчас компании, чья капитализация в процессе слияния превышает 20 миллионов рублей, обращаются за разрешением в ФАС. По новому закону это значение увеличится в 150 раз - до 3 миллиардов рублей. Предполагается и отмена согласований, например при покупке небольших пакетов акций. Уточняется понятие государственной помощи, благодаря чему чиновникам, по мнению главы ФАС, будет крайне сложно создавать преференции для некоторых компаний. Антимонопольный контроль же за некоммерческими организациями будет полностью отменен.
Правда, на защиту акул бизнеса встал глава минпромэнерго Виктор Христенко, сказав, что "крупный бизнес тоже может быть честным". Он заметил, что поддерживать крупные интегрированные структуры необходимо для того, чтобы сохранить свои лидирующие позиции в таких областях, как, например, энергетическое машиностроение и авиационная промышленность. Это, по определению, должны быть монопольные структуры, считает Христенко.
По новому закону нелегко придется не только монополистам, но и участникам картельных соглашений. Впрочем, их действиями недовольны не только ФАС, но и вся страна. Достаточно привести в пример бензиновый рынок и цены на топливо, которые в одночасье меняются практически на всех заправках. Причем, по мнению Артемьева, в колоссальном росте цен на топливо следует винить не только ситуацию на внешних рынках, но и существенное завышение цен отдельными компаниями. "В законе есть барьер, согласно которому компания считается монополистом,если владеет 30 процентами рынка. В нефтяном секторе этого нет, поэтому мы ничего не можем сделать с необоснованным завышением цен на бензин", - разъяснил он. Поэтому в новый закон о конкуренции вводится понятие "коллективного доминирования". Это, по словам главы ФАС, позволит, в частности, регулировать и расследовать факты картельных сговоров на некоторых рынках, а значит, начать судебные процессы по необоснованным завышениям, к примеру, цен на бензин.
- Будут ли у ФАС реальные рычаги по пресечению антимонопольных нарушений? - поинтересовался Фрадков.
- Для того, чтобы мы могли влиять на экономику, надо повысить штрафные санкции, - пояснил Артемьев. Отдельный законопроект уже готовится в его ведомстве и уже к 1 марта будет представлен членам кабинета министров.
- Мы защитили от нас бизнес, как могли, - подвел итог представления законопроекта глава ФАС.
Малый и средний бизнес, судя по выступлениям, остался доволен. Но недоволен был глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков. Он считает, что разработанный ФАС документ требует дополнительной доработки и увязки с планируемыми изменениями в закон о естественных монополиях. В частности, по словам главы ФСТ, нельзя согласиться с тезисом о том, что естественные монополии априори занимают доминирующее положение на рынке. "Ясно, что какой-либо речной порт или компания "Транснефтепродукт" не являются субъектами естественной монополии, если раздвинуть границы региона, в котором они находятся", - привел пример Новиков. То есть возникает ситуация, в которой закон о конкуренции будет фактически превалировать над остальными законами, посвященными регулированию естественных монополий. Опасение главы ФСТ вызывает и факт отсутствия в документе ссылки на полномочия других органов по регулированию цен и тарифов. Таким образом, последствием принятия нового закона станет, по словам Новикова, то, что "мы продолжим сталкиваться с ФАС в суде". "Ни в одной стране не существует ситуаций, когда органы, регулирующие естественные монополии, сталкиваются в судах", - заметил Новиков.
- Что вам мешает заниматься работой? - недовольно, как у явного нарушителя порядка, спросил Михаил Фрадков главу ФСТ. - Все дырки надо согласовывать, не вынося на заседание правительства.
- Я ничего нового не говорю... - попытался разъяснить Новиков.
- Ничего нового не говорите - и не говорите тогда, что поздно включились в разработку закона о конкуренции, работайте вместе, ваши замечания учтены в проекте закона.