04.02.2005 01:35
Поделиться

Анастасия Заворотнюк: мечтаю о непосредственности Вики

А вот и она. В модном, но очень легком голубом топике и ярких разноцветных штанишках. Чтобы совсем не замерзнуть, в перерывах между сценами Настя накидывает синий теплый домашний халат.

Нынче съемка в прихожей. Репетируют сцену, когда влюбленный поклонник Левочка присылает очаровательной няне вырезку и другие продукты вплоть до свиной головы. А наивный хозяин дома Максим Шаталин в исполнении Сергея Жигунова полагает, что это ему прислали вырезку... из газеты.

- Свинья, сэр! - объявляет дворецкий.

Няня очаровательно целует свиную голову в пятачок и заразительно хрюкает.

"Хочу няню!"

...И так несколько дублей. Если учесть, что съемки проходят ежедневно с раннего утра и до позднего вечера, а ставшую в момент суперпопулярной актрису буквально разрывают на части журналисты и телеканалы, то понятно, почему к началу нашего интервью Настя просто валится от усталости на кресло и говорит:

- "Хочу няню!"

- И что бы она делала?

- Ой (тяжелый вздох)! На самом деле все, что может делать няня, делает та, что работает у меня дома. Она нам очень по жизни помогает. Поскольку мое присутствие в доме сведено к минимуму, то все легло на ее плечи.

- Вас не напрягает ситуация, что родные дети маму не видят, а чужие - те, которые играют в сериале, - постоянно с вами общаются.

- Напрягает. Но поскольку это временно, то и мои дети, и близкие - все относятся к этому с пониманием. Хотя чувство вины... оно, конечно, есть.

- И все-таки, если бы не у детей, а лично у вас была няня, каковы были бы ее обязанности?

- В первую очередь вот что: к нам приходит очень много писем, особенно от детей. И если взрослые еще могут понять, что "няня Вика" не отвечает, поскольку у нее нет времени, то детям это не объяснишь. Они ждут. И я испытываю неловкость из-за того, что не успеваю им ответить.

- А прочитать-то успеваете?

- Не все. Некоторые даже не успеваю распечатать. Я первое время даже не могла привыкнуть к этим письмам: читала их и плакала. Дети пишут на вырванных из тетрадок и блокнотах листочках, присылают свои рисунки. Сами придумывают открытки, картинки. Из бусинок собирают рыбок и бабочек. Они очень похожи, эти письма. Детям очень нравится фильм. Они желают нам с Шаталиным счастья. Хотят дружить и со мной, и с детьми. Ничего не просят. Просто отдают тебе свою любовь. Поверьте, это - дорогого стоит.

Я даже попросила помочь свою дочку. И она согласилась отвечать на письма. Но когда я принесла домой пачку писем, дочка посмотрела и сказала: "Столько писать я не смогу".

Самое главное - выспаться

- Что еще делала бы для вас няня, кроме того, что отвечала бы на письма. Ванну с молоком? Тонизирующий напиток? Я так понимаю, что вы невероятно устаете на съемках. Что восстанавливает?

- В первую очередь - мои дети. Но каждый раз по-разному. Самое главное - дать мне поспать. Иногда просто хочется отвлечься. Или помолчать. Сконцентрироваться. Почитать. Послушать музыку. Посмотреть какое-то кино. Совершенно другое.

- До того, как вы начали сниматься в ситкоме, сериалы любили?

- Не могу сказать, что я - страстная поклонница сериалов. Хотя у меня никогда не было к ним брезгливого отношения. Это - работа. Если относишься несерьезно, значит, и сериал будет такой. Если отрабатываешь какой-то заказ или делаешь все ради финансов, то на работе все скажется.

- Это - профессиональное восприятие, а зрительское?

- Точно такое же. Сразу видно - люди, которые снимали, относятся к этому как к халтуре или нет. Поскольку много моих знакомых снимаются в сериалах, то мне всегда интересно за ними наблюдать.

Акцент из Мариуполя

- У няни Виктории в вашем исполнении неподражаемый акцент. Вы в одном из интервью рассказали, что переняли его у одной из актрис театра Табакова. А можно поподробнее?

- Ольга Ивановна Блок-Миримская - замечательная актриса и хороший человек. В свое время она приехала в Москву из Симферополя, где работала в местном театре. И она часто рассказывала нам забавные истории из жизни этого города. Говорила с тем самым смешным акцентом. И поскольку наша актерская природа немножко обезьянья, то мне, играя няню, приехавшую из Мариуполя, захотелось это повторить. После того как меня уже утвердили на роль, я приехала к Оле домой и поблагодарила ее за "подаренный" акцент. Она была очень рада.

- Фраза "Мама дорогая" откуда взялась? В сценарии была или пришла сама по себе?

- В создание образа Вики я очень много привносила своего. Все равно, как актриса, по жизни что-то подмечаешь. Все это копится, словно в копилку, и вдруг, как в этом сериале, появляется пространство, где можно все выложить.

- А какие еще фразы вы внесли?

- "Шоб ты знал!", "Та вы шо!"

- Вас, наверное, на Украину с удвоенной силой зовут после этой роли?

- Вот сегодня как раз приезжали. Говорят, ждут. А я волнуюсь. Точно или не точно смогла создать образ. Акцент - это такая вещь. Это же придуманное, созданное искусственно. Вот как был у Владимира Этуша в "Кавказской пленнице". Такого же нет на самом деле. Это им придумано. Ни в коей мере не хочу себя равнять с Этушем, но я тоже все придумала.

- По вашему придуманному акценту у меня уже половина подруг говорят: "Мама дорогая".

- А сын мой говорит: "Очуметь". Дети мои играют в этот сериал. Сын изображает Шаталина, который постоянно говорит: "Очуметь". А знали бы вы сколько знакомых переняли "Дорогуша моя!".

- Бывает такое, что вы уже ушли со съемок, и вдруг вырываются эти "крылатые слова"?

- Когда мы снимали первый блок, я после съемок пришла на репетицию в спектакле-антрепризе, где я также работаю. Легкая французская комедия "Все, как у людей". Я выскочила на сцену и говорю: "А шо такое?" И режиссер Леонид Трушкин так странно посмотрел, взялся за голову и говорит: "Все, у нее перегружен компьютер".

Розовые сапоги для Вики

- Кроме слов в вашей игре есть еще одна "фишка" - такой ироничный взгляд... Словами не передать. Его вы где подсмотрели?

- (Кокетливо.) Это, наверное, мое.

- Ваша героиня - няня Вика - носит очень экстравагантную одежду. Кто ее придумывает, и одеваетесь ли вы так в жизни?

- Изначально была поставлена задача, что Вика должна быть внешне очень яркой и привлекательной. Ее в одежде ничего не должно смущать, даже короткие юбки. Но на самом деле это - не мое. Я одеваюсь совершенно иначе. Я и Вика - это разные люди, далеко стоящие друг от друга.

В одежде я предпочитаю черный цвет. И у меня совершенно другой стиль. А весь Викин гардероб мы придумываем совместно с нашим художником Лидией Нестеровой.

- А свои вещи из дому вы приносите?

- Конечно.

- Вспомните экстравагантную вещь из своего гардероба, которая бы подошла к образу Вики.

- На самом деле я все покупала специально, потому что в моем гардеробе не было таких броских вещей, которые могли бы ей подойти. И со временем я поняла, что, ходя по магазинам, где бы я ни была, смотрю все только для Вики.

Хотя... Мои собственные розово-сиреневые сапоги на высокой шпильке. Итальянские. Последняя коллекция. Я поняла, что я их пожертвую для Вики. Мне сейчас они "не треба".

- Я читала в ваших интервью, что у вас с Викой много общего - чувство юмора, веселый характер, что вы хотите быть такой же, как она, и вдруг ваши слова о том, что вы - абсолютно разные.

- Разумеется, поскольку играю ее я, то, наверное, какие-то вещи в наших характерах и поведении перекликаются. Но я - другой человек. Далеко стоящий от Вики. В чем бы мне хотелось быть на нее похожей, так это в непосредственности. В умении легко ко всему относиться. Наверное, Вику за это и любят. Многим не хватает легкости, эдакого "танкового" оптимизма.

- А можно Вику назвать нахалкой? Вот она пришла в дом, всех построила под себя. В конце она, наверное, соблазнит и женит на себе хозяина-продюсера. Она ему такие фразы выдает. Обычная няня в доме побоялась бы такое сказать.

- Да, во мне такого нет совсем. Но Вика не нахальная. Она непосредственная, естественная, как котенок. Очень женственная. И если бы она хотела соблазнить хозяина дома, то сделала бы это давным-давно. Но ей нужно, чтобы ее взяли за руку. Она непродуманная и без какой-то стратегии. Женить на себе, окрутить - это не ее. Она ждет чувства большого, чистого и светлого.

Гуд бай, Америка

- Сериал "Моя прекрасная няня" американо-российский. Вы жили некоторое время в Америке. Скажите, это не случайно, что на главную роль взяли актрису, которая знает жизнь и в одной, и в другой стране?

- Думаю, что это - совпадение. Просто мне легче понять менталитет и характеры персонажей. Поездка в Америку просто дала мне еще одну точку зрения на жизнь, расширила кругозор.

- Почему вы все-таки вернулись? Многие из актеров, кто выбрался в Америку, пытаются зацепиться там и даже штурмовать Голливуд.

- Везде хорошо и там, и здесь, и еще есть масса интересных стран. Но есть место на земле, где люди говорят на твоем языке. Где не нужно напрягаться, чтобы выразить какие-то тонкости. Тебя поймут с полуслова. И еще: здесь ты можешь заниматься любимым делом. Видите как получилось: я вернулась, и - такая роль. Девушки из народа.

- Видно, что по природе своей вы - хохотушка. Не "раскалывались" на съемочной площадке?

- (Смеется.) Это происходит без конца. Начиная с того, что от усталости уже нет сил выговорить какую-то фразу или чье-то имя, что само по себе смешно. А когда идут наши сцены с Любовью Григорьевной Полищук, мне нужно какое-то время, чтобы собраться и не "колоться" на ее реплики. Например, на ее фразу "Не мамкай!" я каждый раз поджимаюсь, потому что мне так хочется рассмеяться.

- А с другими артистами? С Хазановым, например, как вам работалось?

- Великолепно. Он - легкий, искрометный, очень терпеливый. Многие актеры, которые приходят сниматься в наш сериал, попадают в сложную ситуацию. Потому что все основные герои уже сыграны и работают в одном ритме. И даже очень большому профессионалу требуется время, чтобы в него войти.

Когда приходят звезды, я часто не ухожу с площадки (даже, если не задействована), чтобы учиться. Подпитаться талантом. Очень приятно было работать с Татьяной Кравченко. А Нина Русланова - это что-то. Ее сцены, еще на репетициях, уже заканчивались аплодисментами. А Джигарханян! Этот его прищур! (делает глаза точь в точь как у Джигарханяна). Все рядом просто "плыли". А группа "Премьер Министр"! Как они пели. А Садальский! А Королева с Тарзаном! Когда Наташа на репетиции сказала с украинским акцентом: "Как пампушечка на борщ", все хохотали до упаду.

- Ради съемок в этом сериале вы ушли из театра Табакова, где раньше работали. Вернетесь к нему?

- Не знаю. Это был период жизни. Теперь - другой. Что будет дальше, трудно прогнозировать. Пока я здесь.

Немного о личном

- Немножко о личной жизни. Ходят слухи, что якобы вы - одна с детьми, а муж остался в Америке.

- Мало ли какие слухи бывают. Порой такое прочтешь... У нас с мужем все нормально.

- Ваша гримерка обклеена портретами ваших детей - четырехлетнего Майкла и девятилетней Анечки. Чем дети вас поразили в последнее время?

- Майкл меня всегда поражает своим песенным репертуаром. Например, он поет "Черный бумер". Его любимая певица - Глюкоза. Так смешно, утром, когда я в ванной лежу, он заходит со мной поздороваться. Сам сонный, глаза трет. Он - крупный мальчик, блондин с карими глазами, очень смешной. Стоит, щурится и поет: "Стою и жду тебя, как дура. Температура". "Антон Городецкий" - это он тоже знает. А учит его моя дочка. И она так начинает потихонечку, как это женщины умеют делать, цеплять мужчин на крючок, а Майкл все это развивает.

Дочка меня потрясла вот чем. Дочь скептически относится к профессии актера, но недавно я прихожу, и она говорит: "Ты знаешь, мы в школе решили снимать сериал про ведьм, и мне дали главную роль". Я так хотела, чтобы она снималась в сериале и ей дали какую-то маленькую рольку, а Аня отказалась. А тут: "Я буду играть ведьму".

- Как вам удалось после двух родов сохранить такую хорошую фигуру?

- Это просто самодисциплина, не более того. Ну, может быть, и гены. У меня мама - народная артистка, работала в Астраханском ТЮЗе - всегда была очень стройная. И никогда никаких проблем не было ни с весом, ни с целлюлитом. Просто в восемь утра мама включала музыку и час занималась. Потом у нее были репетиции, встречи, спектакли...

- Ваша мама сейчас играет на сцене?

- Нет, мама преподает, здесь, в Москве.

- Ваш учитель - Олег Табаков говорил, что и вам это не безразлично: "Настя проявляет интерес к театральной педагогике, и я одобряю это ее стремление, перефразируя великого революционера: "Работать, работать и работать!"

- Да, мне очень нравилось этим заниматься.

- А почему в прошедшем времени?

- Я какое-то время этим занималась, ассистировала своему педагогу - Авангарду Николаевичу Леонтьеву, который преподавал в школе-студии МХАТ. Но преподавание - это такое дело, что ему нужно принадлежать целиком. Потому что студенты - они как твои дети. Им надо отдавать все до конца. Уже когда я работала в театре, мне трудно было преподавать.

- Но вы не исключаете, что когда-нибудь вернетесь к этому.

- Да, очень может быть.