Роженица засудила врачей за "тыкание"

"Что стонешь? А что дальше будешь делать?" - такой вопрос задала врач-гинеколог родильного дома N7, осматривая пациентку. Наши медики очень любят задавать рожающим женщинам милые вопросы. Достойно ответить Марианна А. смогла через несколько месяцев - она обратилась в суд с иском о защите прав потребителей. Ответственность за фамильярных врачей понесла страховая компания, с которой беременная женщина заключила договор накануне родов.

Собравшись рожать третьего ребенка, Марианна наконец-то решила сделать это по-человечески: одноместная палата, присутствие мужа при родах, высококвалифицированное медицинское обслуживание и так далее. Все эти блага обещала ей программа добровольного медицинского страхования "Комфортные роды" - реклама этой программы висела в женской консультации. Заключив договор ДМС с ООО "Сибирское общество "Страхование", Марианна заплатила за "комфортные роды" более девяти тысяч рублей. Но особого уюта создать не удалось - наоборот, женщина, по ее словам, пережила "бурю отрицательных эмоций".

Марианна, заплатив деньги, ожидала, что врачи будут хоть изредка заглядывать ей в рот - в смысле, интересоваться ее настроением. Гинекологи же ограничились привычной областью. Всего в исковом заявлении Марианна перечислила тринадцать нарушений, которые, по ее мнению, допустили врачи - исполнители договора ДМС. К примеру, в ее одноместной палате имелся очень комфортный с виду душ. Но... без горячей воды. В результате муж Марианны принес из дому чайник, в котором супруги, наслаждаясь роддомовским уютом, грели воду для новорожденного.

Но особенно унизительным Марианна сочла обращение врачей на "ты". "Ну что, созрела?"; "А я думала, что намучаюсь с тобой!" - действительно, такие высказывания вряд ли способствуют ощущению полного счастья. Почему в нашей системе здравоохранения частенько обращаются с роженицами так, будто они идиотки или мелкие хулиганки?

Ответ на этот вопрос, мучающий многих российских женщин, искали в суде Советского района Новосибирска, где рассматривался иск Марианны. Выяснилось, что врачи таким образом старательно создают... "атмосферу сотрудничества". "Мы не хотели обидеть пациентку, - заявили медики в суде. - И не проявляли к ней неуважения". По мнению главного врача родильного дома N7, все дело в субъективных ощущениях женщины: "Во время родов они многообразны и носят, как правило, негативный характер". Видимо, это для врачей аксиома. Анализировать, почему ощущения женщин "как правило, негативны", им некогда - не до психологического комфорта, надо роды принимать. И на рожениц прикрикивать, чтобы не расслаблялись.

Представители страховой компании пытались убедить суд в том, что обращение на "ты" к пациенту предусмотрено таким учением, как деонтология - о юридических, профессиональных и моральных аспектах, обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к больному. (Жаль, сами больные о таком учении не знают, а то бы, наверное, не обижались зря.) Однако суд предпочел оценить ситуацию с точки зрения элементарных правил вежливости.

"Обращение на "ты" к кому-либо допустимо только с согласия последнего, - сказано в решении суда. - Никто из медперсонала согласия истицы на это не получил. Фамильярное обращение могло причинить женщине определенные нравственные страдания".

В итоге суд, отклонив большинство претензий Марианны, признал, что договором ДМС "Комфортные роды" не предусмотрено отсутствие горячей воды в палате и фамильярное обращение врачей. И постановил взыскать с Сибирского общества "Страхование" в пользу Марианны тысячу рублей - в качестве компенсации морального вреда. Страховщики обжаловали это решение в вышестоящей инстанции - они ведь не виноваты, что горячую воду неожиданно отключают из-за ремонта коммуникаций, а врачи любят и умеют "создать атмосферу сотрудничества". Однако Новосибирский областной суд оставил решение без изменения.